Зульфия Исламгазина
Итоговая работа «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников
•В начале 2015г в МБДОУ №95 города Норильск решено было создать в группе «Умка» собственный фольклорный мини-музей «Русская изба». В «русской избе» представлены предметы крестьянского быта наших предков, изделия народных промыслов, рукоделия.
Создавая его, мы отталкивались от методического издания Рыжовой Н. А. «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями». Мини-музей создан с учетом образовательной программы ДОУ, что способствует всестороннему развитию личности и помогает реализовать задачи общих и отдельных разделов программы.
Публикация «Итоговая работа „Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Главной задачей создания музея – это введение детей в особый самобытный мир русского народа путём его действенного познания, приобщение детей ко всем видам национального искусства, формирование культурного человека, патриота и гражданина.
Цель создания:
1. Привлечь внимание родителей к созданию мини-музея; проявление интересов и инициативы детей к коллекционированию;
2. Формировать историческое сознание; представление о движении времени;
3. Использование новых форм работы с детьми и их родителями;
4. Обогащение развивающей среды группы;
В связи с недавним открытием мини-музея «Русская изба» наполняемость экспонатами небольшая.
•Области знания, которым посвящен наш мини-музей, имеет несколько направлений – это познавательно-исследовательская, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическое развитие.
• Музейные экспонаты собраны по разным принципам:
Принцип интеграции: где содержание музея способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.
Принцип деятельности и интерактивности: музей предоставляет ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
Принцип природосообразности: учтены психофизиологические особенности детей.
Принцип культуросообразности: музей приобщает к общечеловеческим ценностям (отношение к культуре русского народа).
Принцип гуманизации: музей создает условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности.
Принцип разнообразия: экспонаты в музее разнообразны по форме, содержанию и размерам.
Принцип экологичности: преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения.
Принцип безопасности: оформление мини-музея не создает угрозу здоровью и безопасности ребенка. Дошкольники свободно достают до любого уголка мини-музея.
Принцип партнерства : наш мини-музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.
•Оформление. Для данного музея был выделен в групповой комнате специальный уголок. Такое расположение обеспечивает доступ детей к музею в любое время дня. С помощью педагогического коллектива и родителей воспитанников средней группы «Умка» были собраны экспонаты, представленные в мини-музее. Это самовар, чугунок, домотканая дорожка, игрушки народных промыслов, вышитый рушник, скатерть, русские национальные костюмы, лапти и лопаточки. Уголок оформлен как традиционное жилище, сделан макет русской печи, ухват, колыбель с кукольным ребёнком, стол, лавки, кухонная утварь, угощения. За столом сидят хозяева дома, выполненные педагогами, куклы – дед Афанасий и бабка Анфиса. Дед играет на балалайке, а бабка угощает чаем из трав с мёдом. В музее представлена коллекция народных шумовых музыкальных инструментов: деревянные ложки, трещотки, колотушки, бубенчики, музыкальные коробочки.
• Мини-музей соответствует требованиям, изложенным в лекциях.
Долгие годы в музеях запрещалось посетителям даже прикасаться к экспонатам. Мини–музей нашей группы «Русская изба» содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и находятся в доступных для детей местах. Ребята надевают лапти, примеряют предметы одежды, качают дитя в люльке, «пекут» куличики, играют с куклами, выполненными из различных материалов, дуют в свистульки, слушают сказки. Играют в народные игры, водят хороводы. Для особо ценных экспонатов мы создали игрушечных «двойников», чтобы детям можно было играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Так как дети и их родители принимают участие в его создании, они с гордостью показывают принесённые из дому экспонаты и рассказывают о них.
•Наш мини-музей может развиваться, за счет пополнения разделов различными экспонатами. Планируем увеличить число разделов, например, оформить раздел «Народные промыслы», «Бабушкины сказки», «Лекарственные травы», «Знахарь». Организовать рядом с мини-музеем тематические выставки, это оживит и жизнь музея, изменит его интерьер. Периодическая смена и пополнение коллекций будет продлевать время существования нашего музея.
Программа, которая действует в нашем саду, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного музея позволяет полнее решить эту задачу.
•Мини-музей только в стадии становления и его развитие предполагает:
- разработки и проведение новых, досуговых и обучающих мероприятий и экскурсий;
- сбор и изготовление экспонатов
- разработка и проведение мероприятий совместно с родителями и детьми.
2. Экспонаты музея используются на музыкальных, логопедических занятиях, развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром и экологии, изобразительному искусству. Во время посещения мини-музея включается запись народной музыки, колыбельных песенок. Очень активное осваивание музейной информации осуществляется в процессе игровой деятельности, когда полученные знания дети применяют в ролевых и режиссерских играх («Гончарная мастерская», «Магазин посуды и сувениров», «Семья», в самостоятельной художественной, творческой деятельности.
Моя тема самообразования «Развитие речи через театрализованную деятельность» и такой музей очень помогает в работе с детьми и родителями. Для организации театральной деятельности есть атрибуты, ширма и декорации разных видов театра – настольного, пальчикового и т. д.
Мини-музей «Русская изба» создаёт особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок, закличек, других жанров фольклора.
•В результате проведенной в мини-музее работы родители стали активно принимать участие в жизни детского сада, что способствует укреплению семьи.
Ведь в создании музея принимают участие не только ребята, но и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры, они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
• Многим нравится, что в группе появилось игровое пространство, в виде, фольклорного мини-музея, в котором ребенок может узнать много интересного, принимая в этом активное участие. Нравится доступность экспонатов.
•Мы использовали различные формы совместной деятельности родителя и ребенка. Организовали «Посиделки в русской избе» - чаепития с использованием самовара, угощали полезными чаями, настоями из сухих трав, вареньями из разных ягод, мёдом. Вели разговоры о традициях, которые характерны для уголков нашей страны, о лекарственных травах. «Посиделки» привлекают детей и взрослых своим неформальным характером, возможностью погрузиться в прошлое наших предков. Конкурсы на различные темы помогают вовлекать в совместную деятельность детей, родителей и педагогов. Экскурсии для родителей, детей и педагогов других групп детского сада. Родители принимали участие в продуктивной деятельности по изготовлению тряпичных кукол, а также из природного и бросового материала. Наиболее интересным по отзывам родителей, оказалась проведение фольклорно-познавательного развлечения «Город мастеров» с песнями, притчами, пословицами, поговорками, приметами, обрядами, играми и хороводами. Хотим пригласить бабушек и дедушек, которые поделятся с детьми своими секретами мастерства. Планируем провести народные праздники «Коляда», «Святочные посиделки».
•Через работу со средой мини-музея мы развиваем способность к эстетическому созерцанию, желание самостоятельно творить. У детей появляется инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Надеемся, что экспозиция музея совместными усилиями педагогов и родителей будет регулярно пополняться. На лето все семьи воспитанников получили задание привезти различные образцы народных промыслов, сувениры из мест отдыха для пополнения коллекции выставочных фондов фольклорного мини-музея.