Папки-передвижки

Итоговое открытое занятие «Волшебная мастерская» (2 фото)

наталья савина
Итоговое открытое занятие «Волшебная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Волшебная мастерская

Цель: познакомить детей с тряпичной народной куклой.

Задачи:

Область «Познание»

1. Дать понятие «оберег».

2. Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.

Область «художественное творчество»

1. Учить работать с тканью: скручивать, завязывать.

2. Развивать воображение, эстетический вкус (гармоничное сочетание цветов в поделке) .

Область «Социализация»

1. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев

Публикация «Итоговое открытое занятие „Волшебная мастерская“» размещена в разделах

2. Воспитывать аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Область «Коммуникация»

3. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте девчонки - веселушки, озорные хохотушки. Здравствуйте ребята-молодцы, озорные удальцы! Улыбнитесь всем вокруг, руку дайте другу слева, и скорей вставайте в круг. А теперь соседу справа мячик передай, друга по имени называй, утра доброго желай! (дети передают мяч друг другу, называя имена).

Посмотрите какая барышня сегодня к вам в гости пришла и хочет вам загадать загадку (реб. в русском сарафане выходит в круг)

Реб. : Что всё это значит? Дочка, а не плачет,

Спать уложишь — будет спать

День, и два, и даже пять. Я хорошая игрушка,

Буду детям я подружка, я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки (кукла).

Воспитатель: Ребята, а зачем нам куклы?. Правильно ими играют: кормят, переодевают, разговаривают, пеленают, укладывают спать. Посмотрите какая у меня есть кукла – пеленашка.

-Как вы думаете это старинная кукла?

-Из чего делали старинные куклы?

-Почему она так называется?

- А когда малыша спать укладывали всегда приговаривали:

Реб. (качает пеленашку) Котя – котенька коток, Котя – серенький хвосток.

Приди, Котя, ночевать – нашу деточку качать…

Воспитатель: А сейчас я предлагаю присесть в кружок вокруг меня:

- Здравствуйте, я бабушка из сказки. Я хочу вас познакомить с историей возникновения куклы. И приготовила я для вас необычные куклы-куклы тряпичные. В старину кукол делали для разных случаев, давайте их рассмотрим. Тряпочная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег. Ребята, а вы знаете, что такое оберег?

Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом.

Кукла из глубины веков

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой "выметала сор из избы".

Русская народная кукла

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал, из которого они изготавливались, (дерево, ткань, солома) недолговечен.

Все куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, обрядовые и игровые. Куклы-обереги предназначались для оберега семьи, дома, детства от злых сил, духов.

Наряду с куклами-оберегами и обрядовыми куклами были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. Названия этих кукол очень просты и наивны. Люди что видели, что делали-так и называли. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В некоторых домах их насчитывалось до ста штук. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла- простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в «скалку»-«скрутку», тщательно обернутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в неё лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, иногда обращались к мастерице, бабе, у которой куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Кукла «Пеленашка». В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным детям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленатый. В основе правил изготовления куклы «Пеленашки» лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Разные виды кукол использовались для детских игр. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным.

Крупеничка - тяжеленькая кукла, наполненная ароматной гречей. Когда-то эта кукла стояла в красном углу дома, сохраняя ценное зерно гречихи и являлась символом достатка семьи, благополучия и отсутствия нужды. Крупеничка - лучший подарок хозяйке.

Кубышка-Травница. Тряпичная кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом и др. Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или наоборот бодряще. Эта кукла изготавливается уникальным образом без иголки.

Вепсская кукла-скрутка. Тряпичная кукла-скрутка называется скруткой потому, что ни иголка, ни ножницы в ее изготовлении участия не принимают: ни к чему железу касаться ткани, резать лоскутки, из которых вот-вот родится почти живое существо - обережная кукла.

Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями, а некоторые - по чудом сохранившимся древним традициям, способны брать заботу о "невидимых" событиях на себя. И чем сильнее чувства, заключенные в изделие, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.

Вепсы - люди непростые. Сейчас их осталось совсем немного, но их традиция жива. Знакомство с одним старым вепсом стало для меня открытием : он поделился старинным обрядом поэтапного изготовления такой куклы. Такую куклу делают для человека, которому сейчас нелегко. Часто такие куколки сопровождали ребенка с самого рождения, пока не изнашивались, ну а взрослым людям вепсская кукла помогала поверить в себя, успокоиться, почувствовать себя защищенным, как в детстве под маминым крылом. Такие куклы были хорошим подарком. И сегодня я предлагаю вам перейти в нашу мастерскую и изготовить подарок для ваших близких небольшую куклу –оберег «пеленашка» для вашего дома.

Физкультминутка:

Разминя поясницу, мы не будем торопиться,

Влево,вправо повернись, на соседа оглянись (наклоны)

Чтобы стать ещё умнея, мы слегка покрутим шеей,

Раз и два, раз и два, закружилась голова,

1,2,3,4,5, ноги надо нам размять. (приседания)

На последок всем известно, как всегда ходьба на месте,

От разминки польза есть? Что ж пора на место сесть!

(Дети садятся за столы, где приготовлено всё необходимое для работы)

Воспитатель: Кукол мастерить хотите? Что ж внимательно, смотрите!

• Берём лоскут белой ткани,какой он формы? (прямоугольный). Складываем его пополам и скручиваем трубочкой,

• Перевязываем теперь Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

• Берём цветной лоскуток. Какой формы? (треугольной). Это у нас платочек на голову пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка, делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спинку кукле,чтобы Пеленашке было тепло.

• А теперь мы её заворачиваем в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прмоугольной)

• Кладём Пеленашку на одеяло и заворачиваем. Вначале с боков, а потом ноги.

• Чтобы одеяло не развернулось,мы её перевязываем яркой ниткой или плоской ткани кому как нравится: перекрещивая, бантиком или узелком.

• Когда ваша кукла будет готова, придумайте ей имя,подумайтеЧто вы с ней будете делать, играть или подарите какому-нибудь малышу как оберег.

Воспитатель: На этом наше знакомство с куклами закончено. На прощанье в этот час, Поблагодарить хочу я вас. Всем спасибо за терпенье, За улыбки, за веселье.

Итоговое открытое занятие «Волшебная мастерская»
Фото «Волшебная мастерская»
Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой «В гостях у мастерицы»Интегрированное занятие по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой «В гостях у мастерицы» "В госях у мастерицы" Группа: подготовительная Интеграция образовательных областей: «Познание», Художественное творчество» («Музыка», «Коммуникация»,.

Календарно-тематический план занятий по приобщению детей подготовительной группы к национальной традиционной культуре Подготовительная группа Месяц Тема, цели, интегрируемая образовательная область Сентябрь 1. Тема: «Как рубашка в поле выросла» Цели: знакомить.

Автор публикации:
Итоговое открытое занятие «Волшебная мастерская»
Опубликовано: 1 марта 2015 в 10:14
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Итоговое открытое занятие «Волшебная мастерская»» (включая файлы) размещена пользователем наталья савина (УИ 27782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД