МААМ-картинки

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией

евгения яцкевич
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией

для подготовительной группы

«Создание мини-музея народных промыслов»

(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Цель: закрепление знаний характерных признаков народных промыслов (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписи)

Задачи:

Образовательная

1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

Публикация «Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией» размещена в разделах

2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках росписей, традициях.

4. Различать и называть изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка, посуда (Хохлома, Гжель, разделочные доски (Гродец, подносы (Жостово) и их характерные особенности.

5. Различать материалы народных промыслов (дерево, глина, жесть, фарфор).

Развивающая:

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

3. Развивать творческие способности.

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, народным традициям.

Выставка экспонатов для мини-музея:

Дымковская игрушка, гжельская посуда, хохломские изделия, Жостовские подносы, городецкие доски, шкатулки.

Предварительная работа:

- занятия по мотивам народных росписей;

- занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисование);

- театрализация народных сказок, шуточных попевок, сценок, народных игр.

Материалы:

- силуэты из бумаги дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды;

- заготовки фигурок из глины и гипса для росписи дымковской игрушки;

- изготовление шкафчиков из спичечных коробков для городецкой росписи;

- раскраски по каждой росписи.

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

На подносе, под платком, лежат различные предметы народных промыслов (фабричные и самодельные) – Гжель, Городец, Хохлома, Дымково, Жостово.

Дети играют. Вдруг начинает играть яркая народная композиция (комаринская, плясовая и т. п.).

Воспитатель: Ребята, что за музыка звучит? (ответы детей) Как вы думаете, куда она нас приглашает? (ответы детей) Правильно, она нас зовет в деревню, к русскому народу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы сегодня с вами откроем наш мини-музей «Народных промыслов». Посмотрите (снять платок) какие предметы народных умельцев лежат в этом чудесном подносе. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы, Жостово. А вот эти работы умельцев из нашей группы.

Воспитатель:

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

А вот какие это промыслы, вы догадайтесь сами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. О ПРОМЫСЛАХ

Дымковская игрушка

Воспитатель: Отгадайте-ка загадку:

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня!

Что это за роспись такая?

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на слайд. (№1, на слайде – разные виды дымковской игрушки). Кто сможет рассказать об этом промысле и показать изделия? Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – дымковская игрушка. (откуда промысел, материал, какие изделия) и показывает.

История, особенности промысла : Дымковская игрушка появилась в посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из красной глины, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).

Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о дымковской игрушке? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Возле Вятки самой,

Дымково-поселок

Окоймлен лесами

Уголок веселый.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Гжель

Воспитатель: Хорошо. Переходим к следующему экспонату. Снова загадка:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Дети: Гжель!

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на слайд. (№2, на слайде – разные виды гжели). Кто хочет рассказать о гжельской росписи? Покажи нам, пожалуйста, предметы с гжельской росписью. Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – гжели и показывает.

История, особенности промысла : Гжель – это селение под Москвой, около реки Гжелка. Гжельская посуда сделана из тонкого белого фарфора, которую расписывают всеми оттенками синего цвета в виде птиц, животных, а также растений. Самый красивый узор – это гжельская роза. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.

Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о гжельском промысле? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделие рук золотых.

Синяя сказка –

Глазам загляденье;

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

Городец

Воспитатель: Спасибо. Переходим к следующему промыслу. И снова загадка:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

Дети: Городец.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на слайд. (№3, на слайде – разные виды предметов городецких мастеров). Скажите, что же такое городецкая роспись? Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – городецкой росписи и показывает.

История, особенности промысла : Городец. В маленьком городке на берегу Волги появились мастера, которые делали изделия из дерева (доски, шкатулки, мебель) и расписывали их. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки, а также птицы, животные. Городецкая птица является символом семейного счастья, а конь-символом богатства. Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.

Воспитатель: А может кто-нибудь знает стихотворение об этом промысле? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Есть на Волге город древний

По названью – Городец

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Мастера из Городца

Сотворяют чудеса:

Прялки и ложки,

Бочонки и плошки,

Тарелки и скалки –

Хозяйкам подарки.

Хохлома

Воспитатель: Спасибо. Переходим к следующему экспонату. Что это?

Разные ложки и ковши

Ты разгляди, не спеши.

Трава там вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

Дети: Хохломой!

Воспитатель: Посмотрите на слайд. (№4, на слайде – разные виды хохломской посуды). Скажите, что же такое Хохлома и где изделия с хохломской росписью? Выбирается ребёнок и рассказывает о Хохломе.

История, особенности промысла : Хохломские изделия появились у мастеров из села Хохлома, тоже на Волге. Их изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т. д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.

Воспитатель: Покажи нам, пожалуйста, предметы золотой хохломы. (кто-то из детей показывает) А может кто-нибудь и стихотворение об этом промысле знает? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней… наша Хохлома.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Столько стихотворений знаете о народных помыслах!

Жостово

Воспитатель: Ребята, мы про все экспонаты мы рассказали?

Дети: Нет. Остался жостовский поднос.

Воспитатель: Посмотрите на слайд. (№5, на слайде – разные виды жостовсой росписи). А кто хочет рассказать про этот промысел? Выбирается ребёнок и рассказывает о жостовской росписи.

История, особенности промысла : Жостовская роспись появилась в деревне Жостово, Московской области. Она известна народным промыслом — изготовлением и росписью подносов из жести, по железу. Знамениты жостовские подносы. Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный. Фон может быть синий, зеленый.

2. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТСО (продолжение презентации)

Игры «Четвертый лишний», «Что общего?»

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на слайд (№5). Предметы какого промысла вы видите? Какой предмет лишний? (Ответы) Молодцы!

Воспитатель: А на этом слайде (№6? (Ответы) Хорошо. Понравилось? А посмотрите здесь что лишнее? (слайд№7). А теперь другая игра «Что общего?» (слайд№8). Что общего у этих промыслов (Хохлома и Городец? (Ответы детей, они из дерева). А у этих (№9, Гжель и Дымково? (Ответы детей, они из глины).

ФИЗ. МИНУТКА «Посуда» :

Вот стоит стеклянный чайник (одна рука на поясе, другая – носик чайника)

Очень важный, как начальник.

Вот фафорывые чашки (приседания,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (покружиться,

Если стукнуть – разобьются (хлопок,

Вот серебряные ложки (наклоны, с поднятыми вверх руками,

Вот он, жостовский поднос (нарисовать круг руками,

Он посуду нам принес.

3. ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ фоном звучит народная музыка

Воспитатель: Замечательная игра, хорошо мы размялись! Пришло время пополнить наш музей экспонатами разных промыслов. Сколько народных промыслов мы вспомнили? ( Ответы детей: Пять) Предлагаю рассчитаться на «первый, второй…пятый» и разбиться на группы по счёту. Замечательно, у нас получилось 5 групп и пять промыслов. Теперь предлагаю вам загадки, и кто первый отгадает, тот и будет выбирать задание для своей команды. Представители (победители загадок) групп вытягивают задание на листах. Задание: нужно расписать предметы той или иной росписью (из перечисленных, даются образцы элементов). Группы проходят за столы, на которых стоят корзинки с определённым набором гуаши, кисточек, тряпочек, заготовок предметов (для гжели, жостовской, хохломской, городецкой) и керамопластика с дощечками и стеками (для дымковской). Фоном звучит спокойная русская народная музыка, дети расписывают (10-15 минут).

Рефлексия

Уже появляются первые экспонаты в наш музей народных промыслов. Вам понравилось быть народными умельцами? Будем дальше пополнять музей другими экспонатами? (Конечно, да) Впереди нас ждут другие народные промыслы, не менее интересные. Спасибо всем!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра «Составь узор»Игра «Составь узор» Цель. Формирование и закрепление у детей знаний о народном прикладном искусстве: их истории, характерных особенностях росписи. Задачи: Обучающие.

План реализации проекта «Использование инновационных технологий на занятиях по декоративному рисованию в старшей группе» Мероприятия Срок реализации Сентябрь 1 Подбор литературы о народном промысле «Дымка», В течение года рассматривание иллюстраций и поделок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 16:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД