Лучший педагог года

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буратино идет в школу»

Елена Гадеева
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буратино идет в школу»

На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано итоговоеое занятие по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы (рабочее название “буратино идет в школу"). С целью выявить подготовленность знаний детей к школе по речевому развитию.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Публикация «Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Буратино идет в школу“» размещена в разделах

«Буратино идет в школу»

Подготовила : Гадеева Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ «Детского сада № 65 комбинированного вида», города Саранска.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «развитие речи», «художественная литература», «познание», «социализация», «здоровье».

Цель занятия : Выявить уровень знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».

Задачи:

Образовательные: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте;

Речевые (коммуникативные) : Упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;

Развивающие: закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные: воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Демонстрационный материал: карточки со слогами, карточки со словами: ЛАСТИК, ЛИНЕЙКА, КАРАНДАШ, РУЧКА, ПЕНАЛ; карточка с физкультминуткой, карточка с предложением «Буратино идет в школу».

Раздаточный материал: Речевые пеналы и в нем фишки-кружочки (гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный, карточки с картинками;, тетради либо чистые листочки, загадки; пеналы с карандашами и линейками, а также крышки от пластиковых бутылок, бумага для вырезывания кружков для букв.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Попрошу детей я встать

За руки друг друга взять

И сомкнуться в ровный круг

Ты мой друг и я твой друг

Руку другу протяни

и ему ты улыбнись

Чтобы дружбу доказать

Надо другу помогать

В: Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь. Вот и закончился учебный год и скоро вы пойдете в школу. Сегодня каждый из вас может проверить себя и доказать нашим гостям, что вы действительно готовы к школе, чему вы научились за год. Готовы показать свои знания и умения?

2. Основная часть. Постановка цели НОД

В: Сегодня у нас еще один гость - сказочный герой, а кто отгадайте загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?

Д: (Буратино) Входит Буратино.

Здоровается с детьми.

В: Буратино, ты что-то очень грустный. Что с тобой случилось?

«У меня случилась беда, Лиса Алиса и Кот Базилио отняли мой Букварь. Говорят, что он им нужнее, что я безграмотный и он мне не к чему, теперь в школу мне идти не с чем. Просто так не хотят отдавать, говорят, что только поменяются на мой золотой ключик. Как же я без золотого ключика, и букварь нужен. Ребята, что же мне делать, помогите. Очень хочется пойти в школу».

В: Ребята, поможем Буратино? / Да /

Как же будем помогать? / Научим Буратино грамоте, подготовим его к школе /

В: Буратино, присоединяйся к нам, вместе будем заниматься. Все готовы?

- Присаживайтесь на стульчики (ковер) и все внимание на меня.

- Давайте вспомним и расскажем Буратино, что такое звуки, буквы, слоги.

- Кто мне расскажет, что такое звуки? / Это все что мы слышим и произносим / - Какими бывают звуки? / Звуки бывают речевые и неречевые / - Какие вы знаете неречевые звуки? / хлопок, стук, топот ногами / - А, кто произнесет речевые? / а, о, у, м, с, т, я и т. д. / - На какие делятся речевые звуки? / гласные и согласные / - Произнесите гласные звуки: / а, о, и, ы,. / - Как мы можем узнать, что они действительно гласные? / Когда произносим гласные звуки голос при выдохе не встречает никаких преград, они тянутся и поются / - Какими могут быть гласные звуки? / гласные звуки бывают ударными и безударными / - А теперь произнесите согласные звуки: т, м, р, с, б, к,. / - Как мы можем узнать, что они действительно согласные? / При произнесении согласных звуков голос на своем пути встречает преграды: это язык, зубы, губы / - Какими могут быть согласные звуки? / Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие/

- Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков? / звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим / - Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Сколько гласных букв в алфавите? (10)

- Сколько согласных букв? (21)

- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)

- Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)

- Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)

- Назови самый короткий звук. (Й) - Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные) - Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите Дети: Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука.

Буквы Ж, Ш, Ц – всегда твердые, т. к. у них нет мягкого парного звука. - Ребята, кто скажет, что такое слоги? / Это когда согласный звук произносят вместе с гласным / В: Молодцы. А теперь следующее Задание «Определение первого звука в названии изображения на картинке» *** На столе подготовлены предметные картинки

Дети поднимают любую картинку и определяют первый звук в слове

Лиса --- Л--- сог, мяг, звон; Медведь --- М--- сог, мяг, звон; Заяц ---З --- сог, твер, звон;. и т. д

В: - Переходим к Игре «Слоговой аукцион» Задание / составь слово /

***На доске в разном порядке карточки-слоги

В: - Задание: к одному из слогов нужно прибавить другой слог, чтобы получилось слово.

(Приложение 1).

ГУ ЗА ЛУ СИ НО МЫ

ВА ЛО НА КНИ ГА КИ

В результате получаем слова: Гуси, Мыло, Кино, Ваза, Луна, Книга.

В: Молодцы, следующее Задание «Раздели слова на слоги», а чтоб узнать какие слова отгадаем загадки / загадываются загадки о предметах в пенале / (Приложение 3)

***На доску вывешивают карточки- слова, название которых нужно разделить на слоги / предметы для пенала /

В: Чтобы разделить слова на слоги, какое нужно использовать правило?

/ Сколько в слове гласных столько и слогов /

*** Дети по очереди делят слова на картинках на слоги, определяют ударный слог

В: Буратино, наши дети умеют не только хорошо заниматься, а также развлекаться. Ребята, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка: Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать

В: А теперь ребята пройдем на рабочие места за столы. Слово-карточка «пенал» на доске В: Внимание на доску Следующее задание «Составь звуковой анализ отгаданного нами слова «пенал»»

Вы должны определить из каких звуков состоит слово «пенал». Возьмите речевые пеналы и откройте их. Используйте нужную схему и определенного цвета квадраты. Работаем. Кто готов?

В: Сколько в слове букв? Сколько слогов? На какой слог ударение? Сколько в слове звуков? Сколько согласных? Сколько гласных? Какой первый звук в слове? Какой второй? Третий? Назовите первый звук второго слога? Последний звук слова? Какой звук в слове согласный глухой? Назовите согласный звонкий?

***Заслушиваются ответы детей. Воспитатель просит детей убрать все в речевые коробки. Коробку отложить.

В: Молодцы, сложим все аккуратно в звуковые пеналы. Звуковые пеналы отложить на край стола.

***Дети убирают пеналы, воспитатель готовит доску, где написано предложение

- Ребята, что-то написано на доске? кто прочитает? Буратино идет в школу.

(Предложение «Буратино идет в школу подготовить на бумагу) Прочитать (по желанию)

- Что мы прочитали? / предложение /

Приступим к заданию «Работа с предложением»

- Что такое предложение? / это набор слов, связанных между собой по смыслу и содержат законченную мысль / - Чтоб начать писать предложение, какое правило мы должны знать? / Предложение пишут с большой буквы / - Что еще в предложении пишут с большой буквы? /ФИО людей, клички животных, названия городов, рек, стран пишут с большой буквы / - А что ставим в конце предложения? / В конце предложения ставят точку / - А какие еще знаки ставят в конце предложения? / Вопросительный знак, восклицательный /

- Сколько слов в этом предложении? / 4 слова / - Первое слово. /.Буратино/

- Второе. /.идет/ Третье. /.в / Четвертое. /. школу / - Назовите короткое слово в этом предложении / в /

Задание "Ориентация на листе бумаги" (Работа в тетрадях)

- Запишем схему предложения в тетраде.. ___ ___ _ ___.

- Молодцы! Закройте тетради и отложите их на край стола.

- Буратино, понравилось тебе у нас на занятии?

«Да, очень. Спасибо вам ребята, Я очень многому у вас научился, мне было очень интересно. Но, как же, мне букварь обратно получить».

В: Ребята, У меня есть волшебный сундучок, я предлагаю, с помощью его проучить Лису Алису и Кота Базилио. А, за одно, сделаем полезное дело: выручим Буратино (вернем ему букварь) и Лисе Алисе с Котом Базилио угодим. Давайте изготовим для них буквы, с помощью них они смогут складывать слоги и составлять слова, тем самым научатся читать. Вот будет полезное дело. Для этого мы используем необычный материал: крышечки, сверху мы наклеим кружочек с буквой, кружочек вырежем из бумаги, буквы напишем, готовые буквы сложим в сундучок и, Буратино обменяет сундучок, как найденный клад, на букварь. Возьмите с края стола подготовленный материал. Приступим к работе.

Выполняется продуктивная деятельность – ручной труд. После выполнения этого задания, воспитатель просит подойти к нему, сложить сделанные буквы в сундучок и преподносит его Буратино.

Буратино благодарит. Прощается. Уходит. Воспитатель подводит итог.

- Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам наше занятие? Чем мы занимались? Какие вам задания понравились?

Приложение 2

Во время продуктивной деятельности для подсказки детям можно зачитать загадки о звуках

Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят букву. (О)

Давно известно детям всем:

Корова знает букву. (М)

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произведу,

То услышишь букву. (У)

В слове рот и в слове крот

Эта буковка живёт.

В слове тигр она р-р-рычит,

В слове крик она кричит. (Р)

В слове мы и в слове вы

Есть такая буква —. (Ы)

Целый час жужжит уже

На цветочке буква. (Ж)

Киска сливки пьёт из миски,

Эта буква есть в ириске.

Знают все друзья мои,

Эта буква — буква. (И)

На заре звенит звонок,

На двери висит замок.

Есть в занозе и козе

Эта буква — буква. (З)

Приложение 3

ЗАГАДКИ

Вы цветным карандашом

Все рисуночки раскрасьте.

Чтоб подправить их потом,

Очень пригодится.

(ластик)

Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь.

(линейка)

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)

Я с собой её ношу,

Всё, что нужно, напишу.

Замечательная штучка

Самопишущая. (ручка).

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я. (пенал)

Список использованной литературы:

1. Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших

дошкольников. // Дошкольное воспитание№8,2008

2. Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших

дошкольников. // Дошкольное воспитание№9,2008

3. Журова Л. Е., Подготовка к обучению грамоте детей 5 – 6 лет. – М. : «Вентана – Граф»,

2010.

4. Журова Л. Е., Подготовка к обучению грамоте детей 6 – 7лет. – М. : «Вентана – Граф»,

2010.

5. Ушакова О. С., Развитие речи дошкольников. 5 – 6 лет. – М. : Изд-во Института

Психотерапии, 2001

6. Развитие связной речи. Подготовительная группа. / Автор-составитель Т. В. Иванова. –

Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема «Спасем Тима и Тома от Звукоеда!» Цель: Закрепить знания о гласных.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте «В гостях у Звуковичков» Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие волшебника на воздушном шаре» Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие волшебника на воздушном шаре» Цель:.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе. Цель: определить уровень подготовленности обучения грамоте детей старшей группы. Образовательные: Развивать фонетическое восприятие и слух,.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПРКонспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР Программное содержание: -Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить.

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте Программное содержание: Выявить: -уровень осознания детьми основных языковых понятий ("звук", "буква", "слово", "предложение"); -умение.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу» Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Скоро в школу».

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Помоги Буратино попасть в школу» Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Помоги Буратине попасть в школу» Цель: • Доставить детям.

Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте «Речевые олимпийские игры» КОНСПЕКТ Итогового занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте «РЕЧЕВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» Подготовила – провела.

Открытая НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Полет в школу Знаний» (6–7 лет) Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей 6-7 лет. Тема: Полет в школу Знаний. Форма проведения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буратино идет в школу»
Опубликовано: 26 декабря 2017 в 10:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД