Ирина Голосовская
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают»
Цели: закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе; показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; обобщить представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; вспомнить с детьми деление на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе, Составление рассказа на тему „Как птицы весну встречают“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Методические приё мы:
Чтение рассказа, беседа, загадки; дидактическая игра «Доскажи словечко», «Справочное бюро», «Перелётные и зимующие птицы»; рассматривание иллюстраций; коллективное и индивидуальное рассказывание, динамическая пауза.
Оборудование:
Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьих стай.
Аудиозаписи «Голоса птиц»
Графическая модель - клюв птиц.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы;
Изучение лексической темы «Весна»;
Рассматривание иллюстраций и картинок по изучаемой теме;
Наблюдения на прогулке;
Рисование, аппликация, лепка по теме «Весна», «Птицы».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, восприятия.
Игра «Доскажи словечко».
Я раскрываю почки Посевы поливаю.
В зелёные листочки. Движения полна.
Деревья одеваю, Зовут меня …. Весна.
- Какие изменения в неживой природе происходят весной?
- Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку Прилетит – плохи дела.
Чудо-юдо на суку: А кого паук боится?
Длинный клюв и два крыла. Угадали? Это… птица.
- Сегодня птицы приглашают нас в свои гнёзда.
2. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают». Развитие диалогической речи.
Вспомните, ребята, отличительный признак птиц? (Тело покрыто перьями.)
По оперению мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом).
Каких птиц мы называем перелётными, а каких зимующими?
Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой группе общее название. (Птицы перелётные и зимующие).
Ребята, а почему многие птицы улетают осенью от нас? (Отсутствие пищи – насекомых, рептилий).
Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?
Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.
Отгадайте загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад- вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица…. Грач.
Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок).
Эта птица светло- коричневого цвета с тёмными пестринками. У нас в России, в средней полосе, издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (Соловей).
Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения – надо помогать самке кормить птенцов.
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).
В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учё ные сделали открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.
На шесте- дворец
Во дворце- певец,
А зовут его … скворец.
Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. Он умеет передавать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушек, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца.
Воспитатель выставляет картину, изображающую скворцов.
Давайте, ребята, внимательно рассмотрим картину и составим рассказ о скворцах по плану :
1. Как выглядят птицы.
2. Как устраивают свои гнёзда?
3. Как заботятся о потомстве.
Выслушиваем 2-3 детей с рассказом о птицах.
Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.
Где ты, где ты, ласточка
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.
Нашей Любице не спится-
Прилетай к нам, аист- птица,
С тихой дрёмой, с крепким сном,
Дрозд метёлкой двор метёт- дрозд гостей сегодня ждёт,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист- птица.
Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».
А сейчас каждый год мы празднуем День птиц в конце марта – перед прилётом скворцов. Скажите, ребята, какую роль играют птицы в жизни человека? Что может сделать человек для птиц и чего делать не должен?
Из дальних стран домой вернулись птицы :
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат- себе жилища строят.
3. Динамическая пауза. Координация речи с движением.
Капли звонко капали (прыжки на месте,
Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам).
Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся,
Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода (наклон вниз,
Мы растаем навсегда (выпрямляемся).
4. Итог занятия.
Дидактическая игра «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы ответить на все вопросы. Я буду задавать вопросы, а вы, как работники бюро, будете отвечать. За каждый правильный ответ вы получите жетон «Друг птиц».
Какие птицы здесь живут? (Изображения озера, луга, леса, кустарника).
Чьё это гнездо?
Кто это поёт? (Аудиозапись голосов дятла, кукушки, соловья).
Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?
- молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали. Активно и доброжелательно играли и общались. Хорошо придумали небольшой рассказ на заданную тему.