Тяпкина Наталья Ивановна
Из обобщения опыта «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»
«Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Автор:
воспитатель старшей группы МБДОУ детский сад №4
Тяпкина Наталья Ивановна
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям. Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Публикация «Из обобщения опыта „Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую технологию, на основе которой была создана система работы «Удивительное рядом», построенная на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов : исследовательско-игровых, творческо-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Вся работа строится на следующих принципах:
принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:
• развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
• активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
• формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.
В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:
• формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:
• научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
• развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
• повысить уровень коммуникабельности.
Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:
I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.
II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).
III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству, поэтому система работы «Удивительное рядом», позволяет применять метод проектов уже с младшего дошкольного возраста.
Так во второй младшей группе были разработаны исследовательско -игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и ролевая - игровая деятельности. Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время проекта «Ах- эти овощи» дети узнали много о овощах и их свойствах. Особый интерес детей вызвал исследовательско - игровой проект «Волшебные свойства воды».
На втором этапе – детям давались знания о свойствах воды и ее состояниях в природе, проводились опыты, во время которых дети с помощью воспитателя учились делать выводы, воспитывалось бережное отношение к воде, особой популярностью у детей пользовались игры с водой «Веселые льдинки», экспериментальная деятельность «Разноцветные капельки», во время которой проводился опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками и т. д. В средней группе реализовывались творческо-исследовательские проекты. Такие как: – «В гостях у сказки», где дети учились находить основное отличие сказок, понимать эмоциональное состояние героев через мимику, жесты, движения; у них формировались навыки совместного участия в театрализованных действиях, навыки содружества педагогов и детей; повышалась детская самооценка, воспитывалось доброжелательное отношение к персонажам;
Используя принцип от простого к сложному, в старшей группе были разработаны исследовательско-информационные и практико-ориентированные проекты, цель которых – собрать и исследовать информацию о каком-либо объекте, явлении, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты, ознакомить с ними участников и реализовать в практической деятельности. Проекты этого типа требуют четкой структуры, обозначенных целей, продуманных методов сбора информации. Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей ее фиксировать. Способствуют приобретению таких навыков следующие упражнения: «Напиши другу письмо», «Прочти, что тебе написал друг», «Угадай, что это», «Запишем сказку», «Говорящие рисунки» и другие.
Учитывая интересы детей и актуальность тематики, были разработаны следующие проекты :
– информационно-практико-ориентированный проект «Здоровые спинки», где формировались обобщенные понятия о строении своего организма и сохранении его здоровья, основы правильной осанки, воспитание уверенности в себе.
В результате проекта дети смогли на практике применять коррекционные игры и упражнения в течение дня – на прогулках, утренних гимнастиках, во время двигательной деятельности;
– исследовательско - информационные проекты : «Пожарная безопасность», где формировались навыки поведения при пожаре, изучались ситуации, которые могут привести к пожару, а также изучались возможные предотвращения пожара, обращение с электроприборами; Проводились опыты с огнем и его использование, история возникновения огня;
В результате моей работы, выяснилось следующее, у детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, желание узнавать больше об окружающем их мире, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении окружающего мира к ним. В сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка.