Получи документы

Опыт работы с дневником наблюдения за погодой в детском саду

Ольга Рыбакова
Опыт работы с дневником наблюдения за погодой в детском саду

Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы. Однако, познание дошкольниками окружающего мира и явлений природы возможно не только посредством наблюдений, большую помощь в этом может так же оказать и моделирующая деятельность. В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одна из них, дневник наблюдения за погодой - графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Публикация «Опыт работы с дневником наблюдения за погодой в детском саду» размещена в разделах

Ведение дневника наблюдения за погодой имеет большое значение для экологического воспитания детей, расширения их кругозора, развития и уточнения представлений о явлениях природы, установления определенных логических связей и зависимостей между ними, обогащения словарного запаса, развития наблюдательности и познавательного интереса. В дневнике наглядно отражаются закономерные сезонные изменения неживой природы, закрепляясь в представлении ребёнка, а заполненный дневник становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Нужно отметить, что это важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные «клеточки», обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Заполняя с детьми дневник, помогая освоить им это дело: обучая, поясняя, поправляя, демонстрируя, что и где нужно изобразить - воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками. Нет сомнений, что такая совместная деятельность и деловое отношение развивают интеллект детей и формируют личность в целом.

Сейчас в магазинах на полках с учебной литературой можно найти готовые печатные дневники погоды. Они красочные, яркие, интересные, разнообразные, в них много информации, но я предлагаю не использовать готовую продукцию. Все новое – это хорошо забытое старое. В школьные годы на уроках природоведения мы вели дневник наблюдения за погодой, сделанный своими руками. Это была обычная 12-листовая школьная тетрадь в клетку. Каждая страница была отведена, начиная с сентября, месяцу года и условным обозначениям явлений природы: снег, дождь, ясно, пасмурно. Так и возникла идея использовать подобный самодельный дневник наблюдения за погодой в работе со старшими дошкольниками.

На первом этапе работы с дневником воспитатель готовит шаблон с датами, рисует условные обозначения, делает подписи, раскрашивает дни недели по цветам радуги, наклеивает картинку с названием месяца и приметами месяца. В дальнейшем, дети сами проделывают эту работу с уже заготовленными шаблонами. Дневник наблюдения за погодой ведется ежедневно, заполняется он в первой или во второй половине дня. Конечно, интереснее всего заполнять дневник и анализировать погоду во второй половине дня, так как погода изменчива в течении дня, утром может ярко светить солнце, а после обеда подняться ветер и пойти дождь.

Незаменимым помощником в нашей работе с дневником наблюдений за погодой стал отрывной календарь. Перед тем как заполнить дневник погоды мы, по отрывному календарю, повторяли число и день недели, который был вчера, отрывали этот лист, а следующий за ним, демонстрировал нам число и день недели на сегодня – очень удобно и наглядно. Затем дети в дневнике находили «клетку», с соответствующей датой, куда и вносили условные обозначения.

Сложнее всего оказалось заполнять дневник в выходные и праздничные дни, а также дни отсутствия детей в детском саду, например, по болезни или нахождения в отпуске. Предполагалось, что ребенок будет забирать тетрадь домой и вместе с родителями заполнять эти дни, что, на самом деле, не всегда получалось. Поэтому, я продолжала вести дневник, и пропущенные дни мы с воспитанниками заполняли при следующей встрече, соответственно.

Как показал опыт работы, детям очень нравиться ввести дневник погоды. Их увлекает этот познавательный процесс, при котором они учатся не только наблюдать за природными явлениями, но и анализировать сведения о природе и мире вокруг, делать выводы и обобщать, быстрее запоминают названия и порядок следования дней недели, а также название и порядок следования сезонов и месяцев. У детей формируется четкое понимание частей суток, усваивается порядковый счет. С помощью дневника наблюдения за погодой дети учатся прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности, а это развивает интеллект ребёнка и становиться залогом будущих успехов ребенка в учебе. Также, что немало важно, у ребёнка появляются такие качества, как самодисциплина, ответственность, самостоятельность и усидчивость.

Публикации по теме:

Дневник наблюдения за погодой для старшего дошкольного возрастаДневник наблюдения за погодой для старшего дошкольного возраста Каждый день в детском саду мы разговариваем о погоде с детьми. Дошкольники учатся замечать изменения погоды в зависимости от времени года,.

Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду»Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду» «Фитнес для детей в детском саду» Подготовила: воспитатель Егорова С. Х. г. Щелково, 2021. 1. слайд Не секрет, что современные дети в большинстве.

Фотоотчет родительского собрания «Традиции моей семьи». Опыт взаимодействия с родителями в нашем детском садуФотоотчет родительского собрания «Традиции моей семьи». Опыт взаимодействия с родителями в нашем детском саду Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких.

Пособие для наблюдения за погодой «Метеобюро «Ветрячок»Пособие для наблюдения за погодой «Метеобюро «Ветрячок» Во все времена люди интересовались природой и её состоянием. Они пытались предсказать, какой будет погода, наблюдая за поведением животных.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Опыт работы «Кукольный театр в детском саду»Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Опыт работы «Приобщение к якутской национальной культуре в русскоязычном детском саду»Опыт работы «Приобщение к якутской национальной культуре в русскоязычном детском саду» Представление собственного инновационного педагогического опыта. На тему: «Приобщение к якутской национальной культуры в пространстве детской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы с дневником наблюдения за погодой в детском саду
Опубликовано: 6 июня 2023 в 16:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД