Елена Тузова
Из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире и в дошкольном воспитании, в частности, весьма актуальна. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Публикация «Из опыта работы „Патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края именно в дошкольном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине.
Чтобы привлечь внимание общественности к проблеме патриотического воспитания, принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Но если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями. Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства - вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.
В дошкольном воспитании одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
О необходимости патриотического воспитания говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании», где одной из приоритетных задач системы образования ставится: «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям»
Выбор моей темы определяется желанием привить детям чувства любви к родному дому, своей семье, к детскому саду, к своему городу, к родине. В нашем детском саду я углубленно занимаюсь проблемой патриотического воспитания. Мои интересы в этом опыте работы обращены к нравственным ценностям, к русским традициям и национальной культуре нашего народа.
Воспитание нравственно-патриотических качеств маленького человека, является не менее важной задачей, чем сохранение и укрепление здоровья детей.
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно привить детям начальные знания о родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре, но при этом, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому, дошкольный возраст, в силу присущих ему душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее удобен для формирования таких чувств, как доброта, любовь к ближнему и патриотизм.
Целью патриотического воспитания у детей дошкольного возраста является воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к Родине; формирование у воспитанников потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи:
Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Расширение представлений о России, как о родной стране, о родном городе. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Мой детский сад», «Мой город», «Мой край», «Моя страна – Россия». Работа по каждой теме может включать беседы, занятия, игры, экскурсии, праздники, театрализованные представления, выставки детских работ.
Понимание родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -маме, папе, бабушке, дедушке.
Это здорово друзья, если в жизни, есть семья-
крепкая и дружная, всем на свете нужная.
Мы беседуем, сидим, о семье мы говорим-
что о семье мы знать должны, как мама с папою важны.
Кто нас поддержит, приголубит
и кто, заботится так будет.
В детском саду учат детей добру, зла не делать никому. Отвагу, смелость проявлять. Младшим помогать, старших почитать. Свою семью любить и уважать. Традиций народных не забывать. Со всеми в мире, дружбе жить. Родиной своей дорожить!
Чувство Родины связано с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Это играет огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные патриотические ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине.
Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему.
Природа – неисчерпаемый источник, из которого ребенок черпает многие свои первые знания и впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и живой природы. Ребенок замечает все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу.
Символом нашей Родины является и столица – город Москва. Здесь развевается государственный флаг России, здесь, в Кремле, работает президент и наше правительство. А вот и один из главных символов страны – Красная площадь.
Символом нашей Родины является и столица – город Москва. Здесь развевается государственный флаг России, здесь, в Кремле, работает президент и наше правительство. А вот и один из главных символов страны – Красная площадь.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим верх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного дракона.
Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
В дальнейшем, я планирую продолжить работу по этой теме, поскольку считаю, что патриотизм - главная черта народа. Именно он помогает воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они возьмут из детства во взрослую жизнь.