Ольга Иваненко
Из опыта работы по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани»
Тема: «С чего начинается Родина?»
Из опыта работы МДОУ ДС КВ № 12 ст. Должанской
МО Ейского района Краснодарского края.
Край наш — житница России
Главный символ—колосок.
Обдуваемый ветрами,
Омываемый морями
И обласканный лугами,
Малой родины исток.
В. Нестеренко
Публикация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать—все!
Дошкольный возраст—это важнейший период становления личности.
Мир ребенка—это его дом, семья, улица, детский сад, ближайшее окружение, все то, что непосредственным образом влияет на его жизнь.
Нам, самим Господом дана возможность жить в благодатном, богатом крае. Процесс познания Родины реализуется в предметно - наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.
Мы хотим поделиться своим опытом, как педагогический коллектив активно работает в этом направлении.
В нашем детском саду разработана программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?», которая широко используется в различных видах детской деятельности, позволяет родителям быть активными участниками образовательного пространства, определяет модель сотрудничества, расширяет границы социума. Обобщён педагогический опыт работы «Люби и знай родной свой край». В нём чётко определено планирование вариативных методов и приёмов организации педагогического процесса, направленных на развитие ребенка, его творчества в мыслях и деятельности.
Разработаны сценарии интегрированных занятий, бесед, развлечений, досугов.
У дошкольников закладываются основы интеллектуальной, эмоционально — чувственной, правовой, нравственной, экологической, семейной культуры и культуры творчества.
Дети приобщаются к культуре, традициям, осознают свою сопричастность к культурному наследию казаков: почтение к мужчине, уважение к старости, любовь к женщине, забота о младших.
При моделировании воспитательно-образовательного процесса педагоги нашего ДОУ соблюдают принцип единства целей, задач, содержания, методов и приемов, организационных форм, направленных на развитие ребенка, его творчества в мыслях и деятельности (схема 1)
Моделирование
Единство
Цели
Задачи
Содержание
Формы организации
Методы и приёмы
Наш коллектив на протяжении ряда лет работает в данном направлении по задачам : «Воспитание у детей дошкольного возраста чувство любви к родному краю посредством ознакомления с монументальным искусством и художественной литературой; с народным искусством, традициями, обычаями народа, историей его развития, духовным наследием.
Для реализации данных задач в ДОУ оформлены уголки краеведения и патриотизма, проведёны конкурсы «На лучший уголок Краеведения и патриотизма», организованы фото выставки «Монументальное искусство станицы» Ейского района и Краснодарского края. В группах оформлены «Красная книга», «Зелёная книга» нашего региона, оформлены альбомы «Птицы Кубани», «Животные нашего края», «Злаковые культуры нашего края», «Морские обитатели Кубани», «Сад и огород на Кубани», «Богатство Кубани», «Деревья и кустарники Краснодарского края», «Лекарственные растения на Кубани», «Люди прославившие Кубань»
В рамках методической работы прошли литературные гостиные «Уроки памяти» мастер класс продемонстрировала учитель-логопед Малышева Т. Р. Она познакомила своих воспитанников с памятником «Мать», который находится в Тимошевске. С каким трепетом и вниманием слушали дети рассказ о матери-героине. Даже у нас взрослых в глазах блеснула, слеза слушая рассказ о бедной женщине, потерявшей 9 сыновей на войне.
В ДОУ работает редакция газеты по патриотическому воспитанию «Островок Малой Родины», которая информирует родителей, о всей проводимой работе в данном направлении.
Творческие группы разрабатывают три проекта по патриотическому воспитанию :
1. «Кубанские народные традиции и праздники»
2. «Кубанское декоративно-прикладное искусство – Петриковская роспись, Аппликация вытинанка»
3. «Монументальное искусство Кубани»
В нашем детском саду педагоги используют вариативные формы работы : встречи с представителями местного казачества; заседание клуба эрудитов «Край кубанский— родная земля», КВН «Знатоки природы», экскурсии в природу «Хлебные поля —гордость моя», в детском саду организована комната кубанского быта «В светёлке», дети играют в народные игры «Напои коня», «Васылько», «Не займай», «Кубанка», в игры по формированию социальной и нравственной сферы «Если бы я был губернатором.» «Я поступаю хорошо, когда.», «Я умею, я не умею, я хочу научиться».
У дошкольников закладываются основы интеллектуальной, эмоционально — чувственной, правовой, нравственной, экологической, семейной культуры и культуры творчества.
Основные условия этой деятельности: учет индивидуальных особенностей, атмосфера доверия и сорадование достижениями.
«Если у тебя планы на год— посей зерно,
Если на десятилетия— посади дерево,
Если на века— воспитай детей»
Мир ребенка—это его дом, семья, улица, детский сад, ближайшее окружение, все то, что непосредственным образом влияет на его жизнь.
Патриотическое воспитание и ознакомление детей с историей происходит в направлении непосредственного сотрудничества детского сада и социума станицы.
Формируется единое образовательное пространство (схема 2)
Осуществляется связь местного казачества:
— Встречи «История казачества»
— Совместные праздники «Посвящение в казачата», «Хлеб всему голова»
— Ярмарки
— Патриотические газеты «Воины Кубани»
С сельским музеем
— Выставки
— Экскурсии
— Народные праздники
— Рассматривание экспозиции «Предметы старины» (быта, культуры, промысла)
Станичная библиотека
— Литературные викторины (фото)
— Ознакомление с творчеством поэтов, писателей, художников
СОШ
—КМО
- День открытых дверей
- сценарии педагогической работы
ДШИ «Джельсомино» -
— Встречи с интересными людьми (поэтессой Анжеликой Антоновой, руководителем
кубанского хора Т. В. Бобошко)
— Вечера творчества «В мире музыки», «Народные инструменты»
Работа с общественностью
— Участие в районных конкурсах «Звездочки Приазовья»
— Благотворительный марафон «дайте детству состояться»
Работа с родителями
— В выставках совместных работ «Щедрая осень»
— Газеты «Моя семья»
— Совместные праздники «Масленица», «Колядки»
— Интервьюирование родителей «Моя родословная»
Душа детская легко увлекается хорошими примерами. Дети своим чистым, безгрешным сердцем могут уразуметь все рассказываемое. детское сердце чутко к великим подвигам. Забота о слове, о вере, о духе народном, о сохранении человеком облика человеческого может поправить и вовсе пошатнувшуюся жизнь.
Праздник «Хлеб всему голова»
Встреча «История Казачества»
Праздник «Посвящение в Казачата»
Праздник «Посвящение в Казачата»
Танец «Казачий перепляс»
Для развития познавательного интереса и формирования нравственной сферы,
педагоги организуют целевые экскурсии в природу «Кубанские поля — гордость моя»
Экскурсия «Хлеб – всему голова»,
Экскурсия в поле «Золотой подсолнух»
Экскурсия на кукурузное поле
В детском саду организована комната кубанского быта «В светёлке», в группах старшего дошкольного возраста оформлены уголки по патриотическому воспитанию с разнообразием дидактического и практического материала. Дети знакомятся с географией Малой родины, с красотой природного мира, достопримечательностями.
Казачьи игры очень привлекают наших ребят своим историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.
В ходе занятий, бесед педагоги формируют активную гражданскую позицию своих дошкольников. Яркость впечатлений и особенный эмоциональный отклик, вызывают специально организованные сюжетно – дидактические игры, которые несут в себе формирование социальной сферы «Если бы я был губернатором..», «Я поступаю хорошо, когда.», «Я умею, я не умею, я хочу научиться», «Тележурналист».
сюжетно – дидактические игра «Если бы я был губернатором..» ,
Ничто так не объёдиняет людей, как совместная деятельность, тем более, если она подчинена воспитанию ребёнка. Осуществляется взаимополезное сотрудничество детского сада и социума. Для детей открыты двери детской библиотеки, местного музея, детской школы искусств «Джельсомино», образовательной школы, Свято – Никольского храма. Дети участвуют в литературных викторинах, вечерах творчества: «В мире музыки», «Встречи с интересными людьми», принимают участие в конкурсах и выставках «Щедрая осень», «Славься яблочко наливное», «Звёздочка Приазовья», «Наши руки не для скуки». Ежегодно в детском саду проводится благотворительный марафон «Дадим детству состояться»
Благотворительный марафон «Дадим детству состояться».
«Этой ярмарки краски»
Заведующий МДОУ ДС КВ № 12 ст. Должанская Муниципального образования Ейский район Краснодарского края Иваненко Ольга Александровна.
апрель 2013 г.