Третьякова Валентина
Из опыта работы. Проект «Экологическая сказка как средство воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткое описание проектной деятельности на тему: «Экологическая сказка, как средство воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры»
Руководитель проекта : ст. воспитатель Третьякова Валентина Витальевна.
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Можно использовать множество разнообразных методов, но на наш взгляд, экологические сказки в ненавязчивой форме дают возможность воспитывать у детей бережное отношение к природе, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Благодаря хорошо развитому у детей воображению, можно понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
Публикация «Из опыта работы, Проект „Экологическая сказка как средство воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2021
Цель: формирование экологически развитого и эмоционально-чувственного сознания у детей дошкольного возраста посредством использования экологической сказки.
Задачи:
• расширять знания детей о животном и растительном мире;
• развивать внимание, память, воображение, речь, творчество детей;
• обогащать знания детей и семей воспитанников об окружающем мире;
• воспитывать чувство причастности к благополучию к природе;
• приучать думать взрослых и детей о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение её богатства и красоты.
Тип проекта : Социально значимый экологический проект.
Вид проекта : Познавательный, творческий.
Этапы реализации проекта : Организационно-подготовительный, основной, заключительный.
Направления работы : взаимодействие с семьями воспитанников, со школой и детской библиотекой.
Подготовительный этап – Постановка проблемы, определение целей и задач, изучение литературы, подборка дидактического и методического материала, разработка перспективного плана проекта.
Основной этап. Реализация проекта – проведение комплекса мероприятий по теме проекта
Осенью в детском саду прошли мероприятия, приуроченные тематической неделе «Что нам осень принесла». Воспитанники детского сада познакомились с такими экологическими сказками : «Как сорока сады спасла», «Фрукты и овощи», «Умная сказка про глупые овощи», «Берегите природу»; дети и их родители приняли участие в выставке поделок «Дары осени». Итоговым мероприятием тематической недели был праздник «Осенняя сказка», дети проявили свои актерские таланты в игре – драматизации, выступили с танцем «Грибочки».
В зимний период времени продолжилось знакомство с экологическими сказками : «История одной елочки», «Кролик и зайчиха» «Сказка о зимующих птицах», «Родник». После чего прочитанный материал был закреплен продуктивной образовательной деятельностью: изготовление игрушки из бросового материала - яичного лотка «Елочка», где дети активно раскрашивали свои заготовки, а затем украшали яркими огоньками; ООД по рисованию «Зайчик», рисование на выбор сюжета из сказки «Родник», с последующим пересказом по серии своих рисунков.
Итоговым мероприятием стали: оформление выставки экологических рисунков детей в «Центральной детской библиотеке» г. Глазова и открытое занятие для воспитателей на тему «Стайка снегирей на ветках рябины».
С приходом весны воспитанники детского сада познакомились с новыми сказками : «Первоцветы», «Кто как весну встречает», «Подарок весне», в результате дети совместно с родителями изготовили книжки-малышки про первые весенние цветы. Также в подготовительной группе ребята подготовили инсценировку по авторской сказке воспитателя В. Н. Ворончихиной «Ежик в опасности», в результате чего в детском саду была оформлена выставка рисунков «Поможем ёжику».
В ходе реализации проекта педагогами была проведена большая работа с семьями воспитанников : оформление информационных стендов «Читаем экологические сказки дома», консультации «О пользе экологической сказки», буклеты «Бережем Планету вместе!» ,участие в выставке стенгазет на тему «Животные и растения, занесенные в Красную книгу», участие в конкурсе к Новому году «Зимняя красавица», оказание помощи в изготовлении дидактического материала, участие в выставках рисунков и поделок, направленные на экологическое воспитание детей.
Также педагоги детского сада привлекали и другие социальные институты. Так была оформлена выставка рисунков детей по прочитанным экологическим сказкам в «Центральной детской библиотеке»г. Глазов, совместно был снят ролик-акция «Читаем экологическую сказку вслух!», в которой приняли участие семьи воспитанников, ученики МБОУ «Гимназии № 8» г. Глазов, сотрудники «Центральной детской библиотеки» г. Глазов.
Заключительный этап – отчет об итогах реализации проекта «Экологическая сказка, как средство воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры», оформление альбома «Экологические сказки», оформление лэпбука «Береги природу», инсценировка сказки «Ёжик в опасности».
В результате экологический проект способствовал :
- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру (экологической культуры, умению видеть его красоту и неповторяемость.
- развитию эстетических и экологических чувств у дошкольников, их родителей и педагогов.
- формированию первоначальных знании, пониманию того, что в природе все взаимосвязано.
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
- пополнился методический материал для педагогов ДОУ: конспекты занятий, бесед, игр; наглядно-методический материал, методические разработки, аудио и видеотека.
- пополнилась развивающая предметно – пространственная среда : панно, лэпбуки, макеты, дидактические игры, книжки-малышки.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе. Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте посредством сказок закладываются основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Автор: Третьякова Валентина Витальевна