Получи документы

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе.

Надежда Сергеева
Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе.
▼ Скачать + Заказать документы

(Выступление на семинаре-практикуме)

Создавая в группе мини-музей, я преследовала несколько целей:

1. Освоить на практике инновационную музейную педагогику;

2. Использовать в работе с детьми новые, интересные для них формы;

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы;

4. Расширить кругозор и познавательную активность детей;

5. Включить родителей в образовательный процесс.

Публикация «Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе,» размещена в разделах

Мы попыталась строить образовательный процесс на адекватных возрасту формах работы с детьми. В нашей группе почти все дети пойдут в школу, следовательно, мы должны формировать у них учебные навыки. В то же время, наши дети-дошкольники, следовательно, любят собирать, коллекционировать, играть.

Нами была создана предметно-развивающая среда, которая стимулировала бы развитие ребенка, оказывала позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. С этой целью, проанализировав комплексно-тематический план, мы выбрали ряд тем, реализации которых содействовало бы создание мини-музея.

Такими темами, на наш взгляд, являются: «Откуда хлеб пришел?», «Декоративно-прикладное искусство», «Народные традиции», «Космос и далекие звезды».

Работу по созданию нашего первого мини-музея («Музея ХЛЕБА») мы разделили на несколько этапов:

Подготовительный этап. В начале работы мы вместе с детьми определяли тему и название мини-музея, выбирали место для размещения. Мы начали с метода «Трех вопросов» : что дети знают? Что хотят узнать? Как узнать? Оказалось, что дети не имели представления о хлебе, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи этого продукта с жизнью, о его государственной важности. Дети захотели узнать, как пекут хлеб, из чего; почему хлеб бывает белый, черный и серый; как люди выращивали и пекли хлеб раньше. Выяснили, где можно добыть эту информацию: в книгах, в интернете, спросить у родителей. Решили создать свой музей Хлеба.

Практический этап. В создании музея приняли участие педагоги, дети и родители. Поскольку наш музей-«музей одного предмета», к работе подошли, используя системный подход или использование системного оператора. Этот подход используется в программах ТРИЗ и РТВ. За систему мы взяли хлеб, выявили надсистему, подсистему, определили, чем система являлась в прошлом, нашли ее составляющие в прошлом и будущем (подсистема) и частью чего она являлась в прошлом и станет в будущем (надсистема). Исходя из системного подхода, мы определили, какие экспонаты могут быть в нашем музее, обсудили это с детьми и родителями. Нам хотелось, чтобы кроме познавательных задач, музей Хлеба помог нам решать задачи нравственные -формирования у детей гражданской позиции, воспитание бережного отношения к хлебу, воспитание уважения к труду хлебороба, формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.

Работа в музее строилась по-разному. Здесь проходили беседы о том, как выращивали хлеб в прошлом, какие традиции с этим связаны, просматривали с детьми слайды и видео о долгом пути хлеба от зернышка до нашего стола. На занятиях по художественному творчеству дети создавали «образ хлеба» – колоски, хлебобулочные изделия. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы вспоминали сказки о хлебе, читали стихи, рассказы писателей. Заинтересовали детей опыты и эксперименты по проращиванию зерна «Вершок и корешок» или опыт с дрожжами«Почему хлеб пушистый?». В рамках работы в музее прошла акция «Береги хлеб». Мы прочитали детям стихотворение о 125 граммах блокадного хлеба, поговорили о голоде. Дети собрали весь хлеб, который остался после обеда, и взвесили его. Результат поразил детей. Теперь дети стали бережнее относиться к хлебу.

Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов, и привнесение новых. Мы собрали разные виды зерна, разные хлебобулочные изделия, пословицы и поговорки, сказки, рассказы и стихи о хлебе. У нас гербарии с разными видами злаков. Вместе с родителями дети говорят маленькие доклады об истории хлеба, о его пользе, о том, как хлеб спасал жизни людей во время войны. Вместе с детьми и родителями придумываем игры «Как хлеб растет», «Откуда хлеб пришел» и другие, изготавливаем макет хлебного поля. Все – экспонаты нашего музея. Экспонатом предмет становится только тогда, когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат интересен детям, становится свои и значимы, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго.

Работа в музее дала толчок для продолжения исследовательской деятельности. Мы с детьми хотим попробовать вырасти на окне рожь и поместить к нам в музей. Опыт заинтересовал детей, можно ли в наших уральских условиях вырастить из зерна полноценный продукт?

Музей стал для нас источником вдохновения. Изучая продукцию из муки – макаронные изделия – мы собираемся создавать из них целые картины и поделки. Вместе с детьми мы хотим изготовить макеты хлебного поля, менять его экспозицию согласно времени года.

При правильной постановки работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

В нашем музее мы планируем собрать картину художников, посвященных хлебу, воспевающих труд хлебороба. Это картины Васнецова, Яблонской, Шишкина, Дауните,Савицкого и др.

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

Развитие речи – словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомства с фольклором, с народной сказкой.

Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т. д.

Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно-прикладным творчеством.

Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов.

Здоровье – формирование представлений о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.

Считаем, что наш музей играет большую роль в познавательном и нравственном развитии дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

Публикации по теме:

Фотогалерея мини-музеев нашего ДОУ.Фотогалерея мини-музеев нашего ДОУ. В нашем детском саду "Семицветик" - 26 групп и в каждой, есть мини - музей. Воспитатели творчески подошли к организации музеев, тематика.

Организация мини-музеев в группе.Организация мини-музеев в группе. На мой взгляд, музейная педагогика - это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мне очень понравилось это направление. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе.
Опубликовано: 3 марта 2013 в 12:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе.» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сергеева (УИ 80561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД