Любовь Осинина
Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея «Русские традиции» в кабинете рукоделия.
▼ Скачать + Заказать документы
Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея "Русские традиции" в кабинете рукоделия кружка "Светёлка"
Изучая в кружке "Светелка" основы традиционной культуры по теме "Русский традиционный костюм", мне было интересно самой попробовать нарядить куклу в рубаху, сарафан или понёву, которые изготовлены по традиционной технологии. Я воспользовалась чертежами и выкройками, приведенными в Учебно-методическом пособии В. А. Соколовой "Русские традиции. Народный костюм". Все чертежи, представленные в этом пособии, выполнены в соответствии с этнографическими материалами, что очень ценно. Впоследствии я и себе сшила костюм по этим выкройкам. И как здорово, что, рассказывая детям о русском костюме, педагог наглядно демонстрирует его особенности на своем примере.
Публикация «Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея „Русские традиции“ в кабинете рукоделия,» размещена в разделах
- Костюмы и маски своими руками
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народы севера
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Темочки
Как известно, именно крестьянский костюм принято считать традиционным, который начал формироваться примерно в 12 веке и состоял из рубахи, понёвы (распашной юбки, пояса и обязательного головного убора. Учёный-этнограф Г. С. Маслова обобщила накопленный опыт в изучении костюма и классифицировала его на три типа: северный русский, южный русский и костюм "кубелёк".
Для северных губерний был характерен сарафанный комплекс одежды, а для южных - комплекс с понёвой. В центральных регионах бытовал и сарафанный, и понёвный комплекс. Так как я северянка, то и начала работу именно с сарафанного комплекса. Он состоит из свободной рубахи с прямыми поликами (ударение на второй слог, сарафана и передника. В понятие традиционного костюма обязательно входили головной убор и пояс.
Крой костюма практически не менялся столетиями, менялись только отделка и ткани.
Начала я свою работу с изготовления куклы-манекена в масштабе 1 :5. Нарисовала фигуру куклы, сделала выкройки и сшила по своим лекалам манекен. Набивка - опилки, чтобы кукла получилась плотной и тяжелой. Понадобилась и подставка со штырьком. Высота куклы примерно 32 см.
Теперь приступим к шитью рубахи, самой необходимой детали традиционного костюма. На севере рубахи шили из домотканого льняного полотна, а на юге - из конопляного. На севере конопляный холст использовали только для бытовых изделий, например - мешков. Женскую рубаху ещё называли исподкой, сорочкой. Украшение рубах строго регламентировалось возрастом женщины. Я решила изготовить рубаху для женщины в самый счастливый период её жизни, т. е. тогда, когда она была молодухой, в первый год своего замужества. На чертежах женской рубахи с центральным полотном видно, из каких частей она состоит. По этом чертежу можно сшить рубаху и для себя, размеры даны в натуральную величину. Рубаха имеет свободный крой и подходит практически для всех размеров.
Почти все детали рубахи я соткала на ученической рамке браным узором, но можно рубаху украсить и вышивкой. В узоре преобладали красные тона.
Вот такая рубаха получилась:
Часто рубахи шили из двух разных тканей. На верхнюю часть рубахи (рукава) использовали более тонкий домотканый лён или пестрядь. На нижнюю часто (стан) брали более грубую льняную или конопляную ткань. С появлением ситца рукава шили из него, а богатые крестьянки могли себе позволить рукава и из покупной шелковой ткани. Часто рукава по оплечью украшались красными поликами или богатой вышивкой.
Термин "сарафан" происходит от иранского слова "сарапан", что означает "с ног до головы". Сарафан может быть косоклинным (наиболее древний, архаичный вариант, прямым, круглым и т. д. Часто название сарафана происходило от вида ткани, из которой он сшит: пестрядильник, кумашник, атласник, штофник. Также сарафан мог быть и глухой туникообразный, и распашной на лямках. Моя кукла одета в прямой сарафан с защипами на лямках.
Состоит сарафан из 4-х полотен, которые собираются в складочки под обшивку.
Лямки сзади выкраиваются в виде так наз. "лягушки", чтобы они не сваливались с плеч.
Привожу также чертеж сарафана из 4-х скошенных полотен:
и чертеж сарафана с фалдами на спинке:
Ширина этого сарафана по подолу примерно 4,5 м. Он очень красиво сидит на фигуре, а главное, не полнит. Пояс повязывается под грудью.
К костюму также полагался передник. Он был не только рабочей, но и праздничной одеждой. Украшали передник вышивкой, позументом, тесьмой, бахромой, браным ткачеством. Один надевали через голову (занавеска, запон, другой подвязывали над грудью или на талии. Иногда передник шили с рукавами.
Я сшила вот такой передник и украсила его тамбурной вышивкой с традиционным узором :
Чтобы костюм куклы завершить, понадобились головной убор и пояс. Все головные уборы классифицировались по половому и возрастному признаку. Они подразделялись на девичьи и женские, повседневные, праздничные и свадебные. Женщины после замужества всегда прятали волосы под головной убор. Пояс также были обязательной деталью традиционной одежды. Его можно было изготовить из льняных или шерстяных нитей разными способами: витьём, тканьём на берде или дощечках, связать на спицах или крючком.
Поясок для своей куклы я соткала на дощечках (подробнее технику изготовления можно посмотреть в МК "Тканьё на дощечках". Теперь можно нарядить куклу и полюбоваться ею.
Реконструкция костюма в натуральную величину:
Желаю всем творческих успехов!