Елена Халип
Конспект занятия по изготовлению обереговой народной куклы «Закрутка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Изготовление обереговой народной куклы «Закрутка».
Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы «Закрутка».
Задачи:
- образовательная: научить детей изготавливать народную куклу «Закрутка». Обогащать знания обучающихся об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
Публикация «Конспект занятия по изготовлению обереговой народной куклы „Закрутка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
-развивающая: развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;
-воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы «Закрутка».
Основные понятия: кукла, народная кукла, тряпичная кукла, современная кукла, обереговые, обрядовые, игровые куклы.
Ресурсы: табличка с надписью к презентации: “Кукла: от старины до современности”. Образцы разнообразных кукол (тряпичные, пластмассовые). Плакат с изображением народной куклы. «Цветы настроения». Музыкальное сопровождение: «Классика для малышей».
Материалы и инструменты: лоскуты цветной и белой х/б ткани, цветная пряжа, синтепон, ножницы.
Ход занятия:
I.Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Халип Елена Александрована, я педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы «Сибиряк», город Юрга. Я руководитель студии «Мастерица»
Мы начинаем занятие, предлагаю вам сесть на свои места, успокаиваемся. Сегодня мы научимся изготавливать очень интересный предамет.
II. Сообщение темы и цели занятия
Отгадайте, о чем мы будем говорить сегодня:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно (детская игрушка в виде фигурки человека-кукла).
Вы совершенно правильно отгадали загадку. Действительно, речь сегодня пойдет о кукле, но не простой, а народной.
Тема нашего занятия: Изготовление старинной народной куклы «Закрутка».
Сегодня мы узнаем, какие куклы были в старину, для чего люди их придумали, каково было их назначение.
III. Изучение нового материала
1. Беседа о истории возникновения кукол
Ребята, скажите, какие у вас есть дома куклы? С какими куклами вы играете? Расскажите мне про своих любимых куклах?
Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков- древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы называются обрядовыми.
Самые первые куклы (как давно это было - я не знаю, наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, чтобы на новом месте был снова очаг, уютный дом.
В русской деревне. самодельная тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определенную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может селиться нечистая сила.
Также были куклы, которые женщина давала мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что они охраняют мужчину и напоминают о доме.
2. Классификация кукол (с показом кукол)
Традиционных русских кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереговые и обрядовые; по способу изготовления – на сшивную и несшивную куклу (закрутку); по образу – на куклу – крестьянку и куклу – барыню. Закрутка (от слова «крутить, закручивать»). Особенностью этой куклы является то, что при её изготовлении иголка не нужна. Обереговая кукла, это кукла, предназначающаяся для конкретного человека или семьи, несущая обереговый смысл.
3. Выставка кукол в разных техниках (показ разных видов кукол, беседа)
4. Практическая работа
Физкультминутка:
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево.
А теперь руками крутим-
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо, влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминки (дети повторяют движения за педагогом).
Сейчас мы выполним одну из традиционных тряпичных кукол – куклу-закрутку.
Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать. Женщина делала эту куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову. Такую куклу мы сегодня изготовим сами.
Повторение Т. Б. при работе с ножницами
Давайте повторим Т. Б с ножницами. Кто забыл, может обратиться к тексту, он у вас на столе.
1. Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
2. Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.
Во время работы тихо звучит народная музыка.
Разбор последовательности выполнения работы по инструкционной карте.
Процесс изготовления куклы можно разделить на несколько этапов:
- изготовление головы;
- заготовка рук куклы
- изготовление туловища;
- вставка рук в туловище;
- изготовление платья;
- оформление головы куклы (изготовление волос, плетение косы,
завязывание тесьмы). Кукла готова!
Куклу мы нарядили, но лицо не рисуем. Наша кукла останется “безликой”, т. е. без лица. Мы ведь уже знаем, что по народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и может повредить человеку, эта же, кукла будет служить вам оберегом.
А в конце нашей работы я хочу прочитать вам стихотворение Анны Барыковой «Кукла»:
Я - кукла, нет во мне души,
Все думают, что не жива я,
Что не умею пережить,
Что я немая и глухая.
Я - кукла! ничего не знать -
Вот мой удел и моя доля,
Я не могу переживать
И думать не могу я боле.
Я кукла. Сколько слез моих
На сердце восковом застыло?
Твержу в душе все тот же стих
О том, что раньше с кем-то было.
Я кукла, но во мне душа
Живет и плачеи ежечасно.
Я внешне очень хороша,
Но ведь душа еще прекрасней.
Просмотр и обсуждение выполненных работ
IV. Подведение итогов
Какую куклу мы сегодня изготовили? (Научились делать куклу-закрутку).
А кто помнит, почему делали кукол без лица?
Кто мне скажет, на какие три большие группы делятся куклы? (куклы делятся на игровые, обереговые и обрядовые).
Ребята, вы сегодня прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание!
Предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о занятии, выбрав цветочек любого цвета и украсить им сарафан нашей русской красавицы.
Спасибо за внимание, занятие закончено!
Список используемой литературы:
1. Аникина, В., Жигулева, В. Рязанцев, А. Мудрость народа. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. Детство: Отрочество [Текст] / В. Аникина, В. Жигулева, А. Рязанцева. – М. : Худож. лит., 1994. – 525с. : илл.
2. Голозова, Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Ю. Б. Голозева. - Ярославль: Академия развития, 1998.-208с. – Библиогр. : 207с. : илл.
3. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с. : илл.