Ольга Варфоломеева
Изучение особенностей развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием городецкой росписи
▼ Скачать + Заказать документы
2.1 Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Я считаю, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.
Публикация «Изучение особенностей развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием городецкой росписи» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Конечно, дети не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Задача воспитателя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества, научить работать.
Народное искусство является мощным источником интеллектуального развития детей.
В настоящее время в психологии определился и успешно разрабатывается подход (Н. И. Чуприкова, Т. А. Ратанова и др., по которому уровень интеллектуального и личностного развития определяется не столько знаниями, умственными действиями, психическими процессами (восприятия, памяти, мышления, речи, внимания) структур мозга, т. е. психофизиологических систем обработки и хранения воспринимаемой информации, складывающихся в ходе индивидуального развития и обучения. Поэтому знания, интеллектуальные умения и навыки, психические процессы сами являются результатом функционирования когнитивных структур, т. е. систем извлечения и анализа текущей информации, в том числе свойств, отношений, разносторонних связей субъектов познавательной деятельности. Все эти процессы эффективно и естественно, без излишнего дидактизма, развиваются в работе с детьми по народному искусству которая в моем опыте начинается уже в младшем дошкольном возрасте.
Развитие познавательных культур, а также интеллектуальной, эстетической и других сторон личности, по концепции Н. И. Чуприковой и взглядам многих философов, физиологов, психологов и педагогов (Гегеля, И. Сеченова, Я. А. Коменского, Тотебни, Ж. Пиаже, Л. А. Венгера, Вернера, Гибсона и др., идет по принципу развития «дерева», т. е. по принципу системной дифференциации от общего к частному, от форм целостных, слитных, характерных для низких уровней развития, ко все более расчлененным и упорядоченным на высоких его уровнях. Это приводит к образованию новых элементов в когнитивных структурах, что позволяет глубокий, широкий, разносторонний анализ и синтез объектов действительности и их связей, их обобщение и абстрагирование А анализ и синтез, их уровень развития, как известно, является ядром, или общим компонентом различных умственных способностей. Иначе говоря, по степени сформированности процесса анализа и синтеза можно судить об уровне когнитивной дифференцированности.
Итак, с позиции принципа дифференциации для ускорения и оптимизации всестороннего психического развития в любых занятиях с детьми должна осуществляться направленность на развитие у них процессов анализа и синтеза. Для этого нужно широко использовать задания, активизирующие эти процессы и предусматривающие их поступательное движение от простых и чувственных форм ко всем более сложным и отвлеченным. Занятия по изобразительной деятельности представляют прекрасную возможность для развития как чувственных, так и более абстрактных форм анализа и синтеза у дошкольников. С помощью комплексного аппарата (зрительного, двигательного, кожного и других) на этих занятиях, особенно на материале народного творчества, можно наглядно и теоретически описывать произведения, выделять в них элементы и соотносить целые предметы, сравнивать разные предметы, выделять их сходные и различительные признаки, устанавливать идентичность формы, строения и цвета.
Задачи констатирующего этапа эксперимента :
-выявление уровня развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием Городецкой росписи ;
-установление наличия корреляционной связи между уровнем развития декоративного творчества и развитостью чувства цвета.
Определение уровней развития декоративного творчества осуществлялось на основе составления качественных характеристик (критериев)декоративного творчества в детских рисунках. Я выделила следующие уровни по развитию декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием Городецкой росписи : высокий, средний, низкий.
Для выявления условий и факторов, влияющих на развитие декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием Городецкой росписи, работа была организована так, что задания носили вариативный характер. Половину заданий дети выполняли простым карандашом ; остальная часть выполнялась с помощью красок и последующего закрашивания изображения красками
Результаты выполнения заданий показали, что дети развивают декоративное творчество, однако цвет они не всегда используют как выразительное средство ; нередко в рисунках закрепляется определенный цветовой стереотип. Выделение главного при создании образа мешают слабые технические навыки работы с цветом, неумение видеть и воспринимать основные эстетические признаки предметов в их взаимосвязи.
На данном этапе исследования проводились беседы (как индивидуально, так и на занятиях со всей группой) для выявления знаний детей о цвете и умений с ним работать. С целью определения развитости чувства цвета были разработаны следующие показатели :
1) умение называть цвета и их оттенки (соответственно требованиям программы по изобразительной деятельности в детском саду) ;
2) умение гармонично согласовывать цвета ;
3) умение подбирать цветную палитру для создания образа.
На основе этих показателей я распределила детей в группы по уровням развитости чувства цвета (высокий, средний, низкий).