Лучший педагог года

Изучение особенностей развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием городецкой росписи

Ольга Варфоломеева
Изучение особенностей развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием городецкой росписи

2.1 Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Я считаю, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

Публикация «Изучение особенностей развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием городецкой росписи» размещена в разделах

Конечно, дети не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Задача воспитателя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества, научить работать.

Народное искусство является мощным источником интеллектуального развития детей.

В настоящее время в психологии определился и успешно разрабатывается подход (Н. И. Чуприкова, Т. А. Ратанова и др., по которому уровень интеллектуального и личностного развития определяется не столько знаниями, умственными действиями, психическими процессами (восприятия, памяти, мышления, речи, внимания) структур мозга, т. е. психофизиологических систем обработки и хранения воспринимаемой информации, складывающихся в ходе индивидуального развития и обучения. Поэтому знания, интеллектуальные умения и навыки, психические процессы сами являются результатом функционирования когнитивных структур, т. е. систем извлечения и анализа текущей информации, в том числе свойств, отношений, разносторонних связей субъектов познавательной деятельности. Все эти процессы эффективно и естественно, без излишнего дидактизма, развиваются в работе с детьми по народному искусству которая в моем опыте начинается уже в младшем дошкольном возрасте.

Развитие познавательных культур, а также интеллектуальной, эстетической и других сторон личности, по концепции Н. И. Чуприковой и взглядам многих философов, физиологов, психологов и педагогов (Гегеля, И. Сеченова, Я. А. Коменского, Тотебни, Ж. Пиаже, Л. А. Венгера, Вернера, Гибсона и др., идет по принципу развития «дерева», т. е. по принципу системной дифференциации от общего к частному, от форм целостных, слитных, характерных для низких уровней развития, ко все более расчлененным и упорядоченным на высоких его уровнях. Это приводит к образованию новых элементов в когнитивных структурах, что позволяет глубокий, широкий, разносторонний анализ и синтез объектов действительности и их связей, их обобщение и абстрагирование А анализ и синтез, их уровень развития, как известно, является ядром, или общим компонентом различных умственных способностей. Иначе говоря, по степени сформированности процесса анализа и синтеза можно судить об уровне когнитивной дифференцированности.

Итак, с позиции принципа дифференциации для ускорения и оптимизации всестороннего психического развития в любых занятиях с детьми должна осуществляться направленность на развитие у них процессов анализа и синтеза. Для этого нужно широко использовать задания, активизирующие эти процессы и предусматривающие их поступательное движение от простых и чувственных форм ко всем более сложным и отвлеченным. Занятия по изобразительной деятельности представляют прекрасную возможность для развития как чувственных, так и более абстрактных форм анализа и синтеза у дошкольников. С помощью комплексного аппарата (зрительного, двигательного, кожного и других) на этих занятиях, особенно на материале народного творчества, можно наглядно и теоретически описывать произведения, выделять в них элементы и соотносить целые предметы, сравнивать разные предметы, выделять их сходные и различительные признаки, устанавливать идентичность формы, строения и цвета.

Задачи констатирующего этапа эксперимента :

-выявление уровня развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием Городецкой росписи ;

-установление наличия корреляционной связи между уровнем развития декоративного творчества и развитостью чувства цвета.

Определение уровней развития декоративного творчества осуществлялось на основе составления качественных характеристик (критериев)декоративного творчества в детских рисунках. Я выделила следующие уровни по развитию декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием Городецкой росписи : высокий, средний, низкий.

Для выявления условий и факторов, влияющих на развитие декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием Городецкой росписи, работа была организована так, что задания носили вариативный характер. Половину заданий дети выполняли простым карандашом ; остальная часть выполнялась с помощью красок и последующего закрашивания изображения красками

Результаты выполнения заданий показали, что дети развивают декоративное творчество, однако цвет они не всегда используют как выразительное средство ; нередко в рисунках закрепляется определенный цветовой стереотип. Выделение главного при создании образа мешают слабые технические навыки работы с цветом, неумение видеть и воспринимать основные эстетические признаки предметов в их взаимосвязи.

На данном этапе исследования проводились беседы (как индивидуально, так и на занятиях со всей группой) для выявления знаний детей о цвете и умений с ним работать. С целью определения развитости чувства цвета были разработаны следующие показатели :

1) умение называть цвета и их оттенки (соответственно требованиям программы по изобразительной деятельности в детском саду) ;

2) умение гармонично согласовывать цвета ;

3) умение подбирать цветную палитру для создания образа.

На основе этих показателей я распределила детей в группы по уровням развитости чувства цвета (высокий, средний, низкий).

Публикации по теме:

Педагогический проект «По страницам народного календаря» Тема: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с предметами народного творчества» Введение: чувство любви к.

О проведении районного досуга в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей. Ожившая сказка»О проведении районного досуга в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей. Ожившая сказка» Направление. Художественно-эстетическое. Цель: продолжать развивать интерес детей старшего дошкольного возраста к музыкальному фольклору,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение особенностей развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием городецкой росписи
Опубликовано: 16 января 2015 в 15:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД