Лучший педагог года

Рабочая программа дополнительного образования «Я начинаю читать»

Мария Ермолаева
Рабочая программа дополнительного образования «Я начинаю читать»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Я начинаю читать» (далее РП) разработана и составлена на основе программы, учебно-методического пособия «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-6 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2018, обусловлена положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Я начинаю читать“» размещена в разделах

Содержание РП соответствует государственным образовательным стандартам по направлению общего развития ребенка, по средством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

РП определяет подготовку детей к обучению чтению и письму и совершенствованию их устной речи.

Рабочая программа разработана на период 2019-2020 учебного года (с 01.10.2018 по 31.05.2020 года).

Цель и задачи РП:

Целю программы – является создание условий для подготовки осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. Развивать связную речь, лексическую сторону и звуковую культуру речи. Пробудить желание детей общаться, вызвать у них интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие дошкольникам темы.

Основные задачи:

сохранение и укрепление здоровья;

развитие личностных качеств;

формирование ценностных установок и ориентаций;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных умений;

развитие умений действовать по правилам.

Звук

Практическая подготовка детей к обучению чтению и письму

1. Научить правильно произносить гласные и согласные звуки;

2. Развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах;

3. Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний;

4. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);

5. Работать над интонацией и выразительностью речи;

Слово

1. Расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

2. Формирование грамматического строя речи;

3. Совершенствование навыков устной речи;

4. Создание речевых высказываний различных типов: описания, рассуждения.

1.2. Возрастные особенности детей 5-6 лет с нарушением зрения

Социально-коммуникативное развитие

Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о совей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников. В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности.

Познавательное развитие.

В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.

Речевое развитие

Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Художественно-эстетическое развитие

В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию : это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т. д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.

Физическое развитие

Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т. д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.

1.3. Нормативная база - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Вступил в силу 01.09.2013 г. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 года). вступил в силу с 1 январи 2014 г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»

- Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2013 г. Вступили в силу:30 июля 2013 г.

- Инструктивно - методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23- 16.

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

- Методические разъяснения о специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1- 5 видов от 26.12. 2000 г. № 48;

- Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении от 04.06. 2003г. № 27/2897 – 6.

- Устав государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 82 компенсирующего вида

1.4. Планируемые результаты.

- правильно произносит все звуки

- проводит классификацию звуков по их произношению

- проводит классификацию печатных букв по их элементам

- соблюдает орфоэпические нормы произношения;

- составляет рассказы, сказки по картине, по серии картин

- пересказывает сказку, рассказ по опорным иллюстрациям

- соблюдает элементарные гигиенические правила

- умеет ориентироваться на странице тетради

- умеет ориентироваться в типовых коммуникотивно-речевых ситуациях бытового и учебного характера

- умеет слушать собеседника и задавать вопросы для выяснения непонятного с целью запоминания, совершения практических действий

- использует этикетные формулы выражения.

- слушает других или самостоятельно создает устное высказывание, на простейшем уровне оценивает эффективность речевого общения.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание курса «Я начинаю читать»

Развитие и совершенствование устной речи: Расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слово в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине и т. д. Развивать умения и навыки монологической и диалогической речи.

На ряду монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включается элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: Произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, закрепление и автоматизация звука.

Сферы общения: бытовая, искусство слова, деловая.

Подготовка к обучению чтению: Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слов с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Формировать умение менять силу. высоту голоса, обучать правильному использованию инонациональных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек (карандашей) и печатных букв; узнавать гласные и согласные в словах. Составлять слова по звуковой структуре.

Подготовка к обучению письму: Готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составление узоров по аналогии. Знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке, перемещать пишущую руку вдоль строки, слева направо; знакомить контурами предметов и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Сведения коммуникативно-речевого характера: Представления о различных сферах общения: бытовая, учебно-деловая, художественно творческая (искусство слова). Представление о цели, содержании общения (для чего общаются люди, читают и т. д.); о речевой ситуации. Представления о устных и письменных, вербальных и невербальных формах общения. Представление о слушании как виде общения.

Коммуникативно - речевые умения: Ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения, распознавать на практическом уровне компоненты речевой ситуации (кто-кому-зачем-что-где). Понимать, что люди общаются для того, чтобы обмениваться мыслями, чувствами, воздействовать на мысли, чувства, поведения других людей, сообщать определенную информацию.

Следовать принятым в обществе правилам поведения при беседе:

- смотреть на собеседника

- не перебивать говорящего

- не жевать во время разговора

Уметь сообщать, что понял и запомнил из прослушанного; осознавать, что не понял, спрашивать о значении новых слов и выражений.

Словестно-творческая деятельность: Выразительное рассказывание художественных произведений (стихов, сказок, потешек и т. д.) с передачей голосом настроения, характера персонажей.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Я начинаю читать»
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 15:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД