Получи документы

Конспект занятия по ФКЦМ «Японское море — одно из природных богатств Приморского края»

Анна Бабенко
Конспект занятия по ФКЦМ «Японское море — одно из природных богатств Приморского края»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 112 общеразвивающего вида г. Владивостока»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада. Формирование целостной картины мира. Природный мир. Краеведение Тема: «Японское море – одно из природных богатств Приморского края»

Выполнил:

воспитатель Бабенко А. А.

Владивосток 2023

Публикация «Конспект занятия по ФКЦМ „Японское море — одно из природных богатств Приморского края“» размещена в разделах

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада. Формирование целостной картины мира. Природный мир. Краеведение.

Тема: «Японское море – одно из природных богатств Приморского края»

Цели: уточнять и расширять знания детей о природных особенностях Приморского края в целом и знания о Японском море в частности, знания о разнообразии морских обитателей, воспитывать интерес к изучению природы родного края, расширять кругозор детей, воспитывать у детей любовь к своей малой родине - Приморскому краю, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи: напомнить детям о многообразии природных богатств Приморского края, рассказать о Японском море как одном из природных богатств родного края, о многообразии флоры и фауны Японского моря, напомнить о необходимости беречь и сохранять природные богатства, стимулировать познавательный интерес у детей.

Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий на темы «Природа Приморского края», «Японское море и его обитатели».

Материалы и оборудование: фотографии природных красот Приморского края на демонстрационной доске, аудиоколонка, аудиозапись с шумом морского прибоя и криками чаек, ракушки, панцири морских ежей и морских звёзд.

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель: Дети, давайте с вами вспомним, в какой стране мы с вами живём? Дети: Мы живём в России.

Воспитатель: А кто сможет сказать, как называется столица нашей родины – России? Дети: Москва.

Воспитатель: Правильно! Мы с вами живём в России, и столица России – это город Москва. Молодцы, дети! А как называется край, в котором мы живём? Дети: Приморский край.

Воспитатель: Правильно! А кто может сказать, как называется столица нашего края?

Дети: Владивосток.

Воспитатель: Умнички! Правильно, Мы с вами живём в Приморском крае и столица Приморского края – это город Владивосток. А сегодня мы с вами поговорим о природе нашего Приморского края. Чем богата природа нашего края? Кто может рассказать?

Дети: (по одному) горы, лес, речки, озёра, море и т. д.

Воспитатель: Правильно, дети! Все эти природные богатства есть в нашем Приморском крае.

Основная часть.

Воспитатель: Приморский край богат своей природой : горы, острова, бухты, мысы, реки и озера, вулканы, горные реки, пещеры, минеральные источники (показывает фотографии). И, конечно же, одним из природных богатств нашего Приморского края является море. И называется это море Японским. Японское море – одно из морей Тихого океана. (Воспитатель показывает детям фотографии Японского моря).

Побережье Японского моря в Приморском крае

Воспитатель: У берегов Приморского края Японское море достигает глубины 50—100 м. С декабря до марта, а в северных районах нашего края - даже до апреля, море у берегов покрыто льдом. Представляете, дети? В Японском море на территории Приморского края есть острова и заливы. Например, остров Русский (показывает фото, остров Попова, остров Рейнеке (показывает фото, залив Петра Великого, Амурский залив.

По числу видов животных и растений Японское море является самым богатым из морей России. Многокилометровые площади дна прибрежья заняты зарослями водорослей и трав. Только многоклеточных водорослей в заливе Петра Великого свыше 225 видов! Особенно много ламинарии. Эту водоросль называют морской капустой. Помимо сборов в естественных местах произрастания (то есть – просто в море, где она растёт сама по себе) ламинарию в больших количествах разводят на плантациях (то есть как будто на огороде выращивают. Только огород этот не обычный, а морской. Потому что обычная капуста растёт на обычном огороде, а морская капуста – ламинария – растёт только в морском огороде, то есть прямо в морской воде. Интересно, правда). Урожаи ее в Приморье являются одними из самых высоких в мире. Используют морскую капусту в сыром и консервированном виде для обычного и лечебного питания. За последние годы из неё стали получать много полезных веществ (показывает фото ламинарии – морской капусты).

Ламинария – морская капуста

Воспитатель: Среди водорослей и морских трав в любое время года можно встретить множество разнообразных рачков и креветок. А ещё Приморье знаменито запасами трепангов. Бухта Золотой Рог из-за обилия в ней этих животных коренными жителями называлось бухтой, где живет Трепанг. Это животное, называемое иногда морским женьшенем, является дорогим деликатесом, его используют также для укрепления здоровья. (Показывает фото трепанга)

Трепанг – морской деликатес

На песчаных и каменистых участках дна Японского моря, часто зарывшись, обитают плоские морские ежи. Их панцирь покрыт темно-фиолетовым фетром. Очень колючи круглые ежи, они покрыты иголками иголками. В Японском море много видов звезд. Амурская звезда, например, в размахе лучей достигает 32 см. В поисках пищи она ползает со скоростью 10 см в секунду. Тихоокеанским мидиям не страшны ни удары волн, ни отливы при порывах ветра. Особые нити крепко удерживают их на камне. (Показывает фото морских ежей, их панцири, фото и панцири морских звёзд)

Морские звёзды

Морские ежи

Воспитатель: Дети, а теперь давайте немного разомнёмся! Приглашаю вас на морскую физкультминутку!

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

А над морем чайки крУжат,

Полетим за ними дружно (Движения руками, как крыльями)

Брызги пены, шум прибоя, (Движения пальцами и кистями рук)

А над морем – мы с тобою (Продолжают махать руками, как крыльями)

А теперь плывём по морю и резвимся на просторе!

Веселее загребай и дельфинов догоняй! (Делают гребки руками).

(После физкультминутки дети возвращаются на свои места)

Воспитатель: А ещё, дети, среди обитателей Японского моря существует много необычных животных. К ним относятся осьминоги и кальмары. Один из самых больших в мире — гигантский осьминог. Длина его туловища составляет 60 см, однако вместе с щупальцами общая длина иногда превышает 3 метра. Крупные особи весом около 50 кг живут в подводных гротах, среди нагромождения камней, под скалами.

Осьминог

Кальмар

Воспитатель: Главное морское богатство нашего края, конечно, рыба. Ценные лососевые рыбы - горбуша, кета, сима, живут в море, но идут на нерест в реки (то есть рыбы некоторых видов из моря уплывают в реки откладывать икру, из которой потом появятся маленькие рыбки – мальки. Эти мальки потом снова вернутся из речек в море). Основу уловов в Японском море в настоящее время составляет минтай. Минтай - самая многочисленная тресковая рыба в Тихом океане. В залив Петра Великого она приходит лишь зимой и в начале весны для нереста и нагула. Ценнейшая промысловая и очень популярная среди русского населения рыба - сельдь. Это типично стайная рыба открытых морей. Тихоокеанская сельдь интенсивно нагуливается у берегов Японского моря, питаясь мелкими планктонными организмами. Она откладывает икру на камни, травы и водоросли.

В водах Японского моря есть и весьма экзотические пришельцы с юга — меч-рыба, фуга, рыба-сабля, рыба-луна и даже летучая рыба.

В Приморских водах Японского моря водятся 12 видов акул. Наиболее распространена — колючая акула катран. Она совсем небольшая и представляет угрозу только стаям рыб. В Приморье в пределах глубин, доступных простому ныряльщику, нет смертельно опасных созданий. Крупные акулы, мощные скаты-хвостоколы, ядовитые морские змеи проникают с юга в небольших количествах и не во все годы. В Японском море встречается около 30 видов китов, дельфинов и тюленей. Зубатые китообразные распространены здесь довольно многочисленной группой: кашалот, касатка, малая касатка, белокрылая морская свинья, тихоокеанский белобокий дельфин, белуха, северный плавун.

Опасные виды акул в прибрежной зоне встречаются крайне редко. Серьёзной опасностью для купающихся у берегов Приморья может быть медуза-крестовик. Эта небольшая, не более 4 см в диаметре, медуза. Сквозь прозрачный купол отчетливо виден крест, образованный внутренними органами. Живет крестовик на небольшой глубине в тихих бухтах. Большую часть суток он висит, прикрепившись к листьям подводной растительности, подстерегая мелких рачков. Поражение жертвы осуществляется особыми стрекательными клетками животного при контакте с ней. Крестовик опасен для человека, так как при соприкосновении с кожей его щупалец происходит отравление организма.

Кета

Медуза-крестовик

Колючая акула катран

Воспитатель: вот такие разные обитатели живут в нашем прекрасном Японском море – и морские водоросли (например, морская капуста – ламинария, и рыбы. А каких рыб вы запомнили? (ответы детей – кета, минтай, сельдь). А какие ещё морские обитатели водятся в Японском море? Кто запомнил? (дети по одному отвечают - кальмары, осьминоги, медузы, акулы, киты, морские ежи, морские звёзды, тюлени и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Но есть у нашего прекрасного Японского моря и проблемы тоже. Так, загрязнение вод Японского моря является одной из главных экологических проблем региона. Воды Японского моря загрязняют сливы бытовых и промышленных вод, сброс нефтяных и химических отходов. Кроме того, одной из проблем моря является слишком большой вылов рыбы и моллюсков, браконьерство, загрязнение берегов нашего моря, большое количество мусора. Учёные разрабатывают программы, которые помогают защитить воды Японского моря от загрязнений, увеличить количество морских обитателей. А как вы думаете, чем мы с вами можем помочь Японскому морю и его обитателям? (ответы детей) – Правильно, дети! Мы с вами должны помнить, что никогда нельзя мусорить нигде, в том числе нельзя бросать мусор в море, нельзя оставлять мусор на берегу. Не забывайте об этом, пожалуйста!

Заключительная часть.

Воспитатель: Итак, дети, мы с вами сегодня на занятии выяснили, что главное богатство и символ Приморского края – это Японское море, самое южное и самое теплое на Дальнем Востоке России. Теперь мы знаем, как много разных обитателей живёт в водах Японского моря. Давайте ещё раз повторим, какие экологические проблемы существуют у нашего моря? (Дети перечисляют) А чем мы можем морю помочь? Как мы можем море беречь? (Дети отвечают) Хорошо, дети! Мы с вами точно знаем, что природу надо беречь! И наше Японское море беречь тоже нужно. Молодцы! Сегодня мы с вами отлично поработали!

Публикации по теме:

Мастер-класс «А рыбы в море плавают вот так!» Композиция из природных материалов и ниток на морскую темуМастер-класс «А рыбы в море плавают вот так!» Композиция из природных материалов и ниток на морскую тему «А рыбы в море плавают вот так, Волна морская двигается в такт, Жемчужина, что в ракушке живет, Вместе с нами песенку поет!» Морская.

Конспект занятия по лепке с использованием природных материалов «Подснежник на проталинке»Конспект занятия по лепке с использованием природных материалов «Подснежник на проталинке» Задачи: Познакомить детей с первым весенним цветком-подснежником. Закреплять умение детей работать с пластилином. Развивать воображение,.

Фототчёт по теме «Амигуруми — японское искусство вязания игрушек»Фототчёт по теме «Амигуруми — японское искусство вязания игрушек» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Знаете ли вы, что огромное количество модных сегодня увлечений придумали жители Страны восходящего.

Конспект интегрированного занятия по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста «Я и моё тело»Конспект интегрированного занятия по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста «Я и моё тело» Цель:расширять представления детей о строении своего тела,о внутренних органах человека и органах чувств. Задачи: - развивать способность.

Конспект по ФКЦМ «Дикие животные нашего края» старший дошкольный возрастКонспект по ФКЦМ «Дикие животные нашего края» старший дошкольный возраст Цель:Развитие познавательного интереса к окружающему миру и накоплению знаний о многообразии диких животных. Задачи:Расширять знания детей.

Конспект занятия по ФКЦМ «Знакомство с кошкой» для детей раннего возрастаКонспект занятия по ФКЦМ «Знакомство с кошкой» для детей раннего возраста Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная. Цели: создание условий.

Конспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить с разнообразием животных Краснодарского края. Формировать основы экологической культуры. Задачи: 1. Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ФКЦМ «Японское море — одно из природных богатств Приморского края»
Опубликовано: 25 ноября 2023 в 18:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД