МААМ-картинки

К. Д. Ушинский и его последователи в развитии методики чтения

Татьянина Наталья
К. Д. Ушинский и его последователи в развитии методики чтения

К. Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительное чтение. Родоначальником, интерпретатором метода объяснительного чтения был К. Д. Ушинский. Современная методика связывает утверждение этого метода с появлением учебников – хрестоматий «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864, созданных К. Д. Ушинским, а так же ряда его работ: «О первоначальном преподавании русского языка» (1864, «Руководство к преподаванию по «Родному слову» (1864).

Публикация «К, Д, Ушинский и его последователи в развитии методики чтения» размещена в разделах

Цель, которую ставил К. Д. Ушинский в своих хрестоматиях для классного чтения в начальных народных школах (новый тип учебных заведений, - учить сознательному чтению русских детей 8 - 9 лет. Главный принцип: все, что прочитано, должно быть понятоучащимися, т. е. объяснено.

Вклад К. Д. Ушинский в методическую науку :

- он научно обосновывает, что и как нужно читать в младших классах. В его хре-стоматии «Детский мир» шестьотделов, включающих статьи о природе, о детском мире, статьи, сообщающие сведения из русской истории, из географии, дающие первые уроки логики, а также стихотворения русских поэтов и прозаические отрывки из русских пи-сателей:

- К. Д. Ушинский первым включил в круг детского чтения произведения устного народного творчества, и это стало методической традицией;

- все предметы начального образования концентрировались вокруг курса родного языка вообще и чтения в частности;

-было положено начало традиции включать в хрестоматии по чтению наряду с худо-жественными произведениями научно-познавательные - деловые статьи, как их называл К. Д. Ушинский;

- хрестоматия «Детский мир» для объяснительного чтения предусматривала связь с на-глядным обучением, которому отводилось место отдельного предмета. В деловых статьях ребенку давались знания об окружающей природе,о жизни общества. Однако К. Д. Ушинский считал, что «не само знание, а идея, развиваемая в уме дитяти усвоением этого знания, - вот что должно составлять зерно, сердцевину, последнюю цель таких занятий»;

- К. Д. Ушинский считал, что приемы чтения, система разбора должны определяться литературными свойствами видов и жанров художественных текстов: при чтении сказокрекомендовалось сосредоточиться на их пересказе, а стихи и баснипредлагалосьучитьс детьми наизусть; пословицы рассматривались как маленькие умственные задачи; загадки могли быть полезными объяснения «картинного описания предмета» и т. д.

-чтение с объяснением подкреплялось катехизической беседой, в ходе которой детям задавались вопросы двух видов: 1) испытательные, с помощью них учитель выяснял, поняли дети то, о чем читали, или нет; 2)наводящие на правильное понимание прочитанного - они служили отправным моментом для объяснений учителя.

- при работе с произведением, считал К. Д. Ушинский, вопросы должны выстраиваться от частных к обобщающим, а объяснения должны быть доступны и полезны, т. е. разъяснять только то, что нужно и можно знать детям. Чем ребенок младше, тем детальнее и мельче могут быть вопросы, а чем старше, тем скорее вопросы должны носить обобщающий характер. При этом К. Д. Ушинский предупреждал, что учителя должны быть умеренными в своих объяснениях.

- К. Д. Ушинского требовал, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение».

- в методике обучения чтению существует противоречие: текст может быть прочувствован, когда он понят, но чтобы понять текст, надо дробить его (и его восприятие) на части, а обилие мелких вопросов мешает целостному восприятию произведения, нарушает его эсте-тическое воздействие. Для преодоления этого противоречия К. Д. Ушинский предложил обязательно подготавливать детей к восприятию произведения: в ходе подготовительной беседы объясняется все непонятное, незнакомое, и произведение таким образом становится «поэтическим результатом беседы». При этом К. Д. Ушинский считал полезным чтению художественного произведения предпослать чтение деловой статьи на близкую тему. В таком случае снималась необходимость давать детальные объяснения при чтении художе-ственного произведения. Этому способствовал также и тематический принцип компоновки учебного материала: времена года; домашние и дикие животные; орудия труда и т. п.

- К. Д. Ушинский писал о необходимости двух видов чтения - логического и эстетического:- логическое чтение требует полного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между словами, высказываниями, частями текста; - эстетическое чтение прежде всего наделено на возбуждение чувств читающего. Благодаря такому чтению ребенок может познакомиться с разными сторонами жизни, так как «многое понимается чувством и не может быть объяснено умом».

Публикации по теме:

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Конспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми разновозрастной группыКонспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми разновозрастной группы Кольца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов.

Консультация для родителей старших дошкольников «Альтернативные педагогические методики» Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь. Б. Франклин Несомненное преимущество авторских систем.

Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду». Часть 1 Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского.

Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду. Часть 2» Метод мозгового штурма Методика мозгового штурма – суть в том, что детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Занятие для детей 5–6 лет «Весенняя йога. Применение методики О. В. Журавской»Занятие для детей 5–6 лет «Весенняя йога. Применение методики О. В. Журавской» Цели и задачи: закрепить знания детей о согласных и гласных звуках. При помощи Йога - азбуки развить гибкость, улучшить координацию, освоить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К. Д. Ушинский и его последователи в развитии методики чтения
Опубликовано: 11 февраля 2022 в 15:05
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД