Папки-передвижки

К вопросу о детской одаренности. Часть 5, заключительная

Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 5, заключительная

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Публикация «К вопросу о детской одаренности, Часть 5, заключительная» размещена в разделах

В процессе подготовки и написания представленной работы охарактеризовано понятие «одаренность» у детей, проанализированы психологические особенности ранней детской одаренности. Реализация указанных задач позволила нам достигнуть цели нашей работы – охарактеризовать психологические особенности одаренных детей.

Работа, направленная на обучение одаренных детей - задача, которая требует специальных действий многих специалистов, центральное место среди которых занимает психолог. В последние десятилетия, как за рубежом, так и в нашем государстве были приняты широкомасштабные программы психологических исследований творчества, способностей и одаренности. Этот факт означает признание государственной важности проблемы реализации потенциала, заложенного у одаренных детей. Одаренные дети - очень ценная, но весьма слабая часть нашего общества.

Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают противоположную картину.

Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников такого риска являются трудности в контактах со сверстниками, которые особенно присущи исключительно одаренным детям. Дополнительной проблемой является "дисинхронное развитие", которое заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях отличаются от своих ровесников или, даже, иногда уступают им (например, мелкая моторика, дислексия).

Многое в судьбе таких детей будет зависеть от конкретных особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения? Будут ли найдены мера и такт в воспитании? Незаурядные дети нуждаются в специальных программах обучения и специально подготовленных учителях. При этом, разумеется, развитие ума, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, ценностных ориентации, всего склада личности. Здесь исключительно велика роль семьи, учителя, наставника. Наряду с тем, что в некоторых случаях особые способности можно "пробудить", существует и опасность их приглушить, исказить направление развития. Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияние на них учебно-воспитательных воздействий. При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.

При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.

Отношение к незаурядным детям должно учитывать и то обнадеживающее, и то разочаровывающее, что с ними связано. Ранние проявления необычных возможностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на ростки подлинной одаренности.

К сожалению, иногда слишком легко и поспешно, опираясь лишь на некоторые формальные показатели, относят ребенка к категории одаренных или, наоборот, исключают из этой категории. Нельзя забывать об условности этого термина, не следует слишком часто и категорично его применять.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гильбрух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности (детей) // Вопросы психологии. 1990. - №4. – С. 147-155.

2. Голубева З. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. - №4. – С. 75-86.

3. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. 2003. - №8,ноябрь. – С. 13-18.

4. Гурова Л. Л. Когнитивно- личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. 1991. - №6. – С. 14-20.

5. Матюшкин А. М., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. - №4. – С. 94-97.

6. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Е. Д. и др. - М., 1998.

7. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /

Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.- 204 с.

8. Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И. Одаренный ребенок : Особенности

обучения. - М. : Просвещение, 2006.- 239 с.

Публикации по теме:

Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1)Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс "Дары осени". В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о детской одаренности. Часть 5, заключительная
Опубликовано: 6 октября 2013 в 11:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД