Лидия Калягина
Как хорошо уметь читать
▼ Скачать + Заказать документы
До недавнего времени обучение чтению ассоциировалось с ребенком в возрасте шести лет и начальным обучением. Постепенно отношение к данному вопросу стало пересматриваться. Практика показывает, что дети в этом возрасте не только уже в состоянии научиться читать, но и сами желают этого. Однако если учиться чтению с пяти, шести лет, то при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности развития и не спешить обучать тех детей, которые к этому не готовы.
Публикация «Как хорошо уметь читать» размещена в разделах
Существует и такая точка зрения, согласно которой рекомендуется начинать знакомство с азбукой с младенческого возраста. Несомненно, что ребенка при достаточной тренировке можно научить читать, но каков смысл? Даже если трехлетний ребенок научится читать, поймет ли он смысл прочитанного? Естественно, он не сможет читать книги.
Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, появляются проблемы в социальном развитии. Условно говоря, таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Удивлены и логопеды: дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного.
Таким образом, важнее на этом этапе развития ребенка расширять круг его непосредственного опыта. Это поможет в дальнейшем при чтении понимать смысл.
Есть, конечно, дети, которые наделены такой способностью самообучаться чтению и не видят ничего особенного в этом. В этом случае родители должны проследить за тем, чтобы в результате их ребенок не почувствовал, что этим он отличается от сверстников.
Однако для большинства детей обучение чтению это системный ступенчатый процесс. Обычно годам к шести дети к нему готовы. При этом взрослым необходимо учитывать психологический аспект. Для одних детей обучение чтению- заманчивая перспектива, для других- пугающая новизна. Есть и такие дети, которые вовсе не заинтересованы этим процессом. Открытие реального, физического мира вокруг них представляет гораздо больший интерес, нежели нечто абстрактное в виде напечатанных букв.
Бывают случаи, когда ребенок так и не научился к семи годам читать. Причиной могут быть проблемы физического или психологического характера.
Часто это бывает связано с недостаточным развитием координации зрения, необходимой для движения глаз слева на право, и совершенного фокуса.
Иногда это проблема эмоционального характера. Ребенок ассоциирует это занятие со взрослыми и, обладая очень богатой фантазией, погружен в свой собственный мир и не желает тратить время на что- то навязываемое ему извне. В подобных случаях задача взрослых помочь детям преодолеть барьеры, которые они создали между собой и чтением.
Надо обязательно поддерживать интерес к книгам, читая детям, окружая ребенка хорошо иллюстрированными книгами, которые он мог бы с удовольствием рассматривать.
По материалам Пеги Пэриш «Как учить читать»