Елена Зяблова
Консультация для родителей «Как научить ребенка любить читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка любить читать.
Каждый родитель желает вырастить своего ребенка читающим, думающим человеком. Но как это сделать, знает не каждый. Опираясь на опыт нашей семьи и семейный опыт наших друзей, мы можем предположить, что для воспитания любви к чтению важно создание атмосферы читающей семьи. Важно, чтобы в книжном шкафу у ребенка была своя полка с детскими книгами. При этом нужно подобрать и книги, интересные ребенку сейчас, и книги " на вырост". И обязательно должны на полке оставаться некоторые особо любимые книги детства, встречу с которыми ребенок переживает как встречу со старыми добрыми друзьями. Таким образом, книжная полка должна "работать", периодически обновляясь.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка любить читать“» размещена в разделах
Немаловажен момент выбора книги для малыша. Если его просто привести в книжный магазин и сказать "выбирай", то он просто растеряется от обилия книг. Поэтому обдумайте, за какой книгой вы идете, заранее расскажите ребенку, какую историю вы хотите прочитать ребенку. По дороге в магазин напомните ему, за какой книгой вы идете, и в магазине у вас уже будет совместный поиск той единственной книги, которая вечером будет с особым удовольствием ожидаться ребенком.
Но книги будут лежать неподвижно, если вы не приучите ребенка к систематическому ежевечернему чтению. Сделать это можно только при условии, что ребенка каждый вечер ждет сказка, прочитанная вами на ночь. Нужно учесть, что ребенок не запомнит и поймет прочитанную историю сразу же, ему нужно время на осмысливание. Поэтому хорошо прочитать эту же сказку через какое-то время, через 2-3 месяца, через полгода.
Прочитанные книги остаются мертвым грузом в памяти ребенка, если "прочитали и забыли", если не обращаться к ним в дальнейшей жизни. Хорошо после прочтения книги дать возможность ребенку посмотреть мультфильм или фильм по этой сказке, посмотреть диафильм (например "Сказка о царе Салтане", "Котенок по имени Гав"). В разговоре с ребенком обязательно вспомнить о прочитанной книге, связать книжные события с повседневным опытом ребенка (для этого хорошо подходят рассказы В. Осеевой).
Когда сын учился читать, в нашей семье работал договор: "Сколько строчек ты мне прочитаешь, столько страниц я тебе прочту". И ребенок пыхтел, читал, ожидая в награду продолжение своей сказки. Позже договор изменился: "Сколько страниц ты мне прочитаешь, столько глав я тебе прочту", и мы читали взрослые книги : "Малыш и Карлсон", "Волшебник Изумрудного города" и ребенок упивался своей взрослостью. В разговоре с друзьями, с бабушками не забывайте с гордостью упомянуть, какую книгу читает ваш сын или ваша дочь. Это тоже очень стимулирует детей к самостоятельному чтению.
Очень важно не бросать читать ребенку вслух уже после того, как он начал читать самостоятельно в 1-2 классе. Для него чтение по-прежнему остается трудом, а не отдыхом. И только слушая ваше чтение, он отдыхает, представляя себе события, о которых говорится в книге. А для вас это прекрасная возможность познакомить ребенка с книгами, которые читать ему еще трудновато (большой объем текста или встречается много устаревших или незнакомых слов и т. д., но которые слушать уже очень интересно или знакомы ему по фильмам или мультфильмам (например "Приключения Карика и Вали", "Приключения капитана Врунгеля").
Последнее и, наверное, самое главное условие - ребенок будет любить читать, только если он будет видеть вас с книгой в руках. Основное условие - это личный пример родителей. Если малыш будет видеть, как вы читаете свою книгу, обсуждаете ее с супругом или друзьями, он проникнется убеждением в необходимости чтения. Будет воспринимать книгу как отдых, удовольствие, источник знаний, верного спутника в течение всей жизни. И ничто так не сближает детей и родителей как совместное чтение на одном диване. И пусть оно длится всего 10-15 минут, но сколько тепла и любви в этот момент вы даете ребенку и сколько тепла и любви в этот момент получаете вы от него.