Искендерова Ламия
Как организовать в детском саду платный кружок юных метеорологов
▼ Скачать + Заказать документы
Как организовать в детском саду платный кружок юных метеорологов
В каждой дошкольной образовательной площадке воспитанники мастерят поделки из природных материалов, участвуют в тематических утренниках, разглядывают экспонаты мини-музеев и ухаживают за растениями в живых уголках. И на этом список того, что может дать детям дошкольное учреждение в плане экологического воспитания, не заканчивается. Уже 380 ДОП в России подняли планку в этом направлении, установив на своих уличных территориях метеорологические станции. Да, свой гидрометцентр на улице для научно-практических занятий! Узнайте, какую пользу получат дети от таких занятий и как организовать на базе метеостанции платный кружок.
Публикация «Как организовать в детском саду платный кружок юных метеорологов» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Погода и природные явления
- Юный метеоролог. Программа кружка
- Темочки
Метеорологическая площадка призвана активизировать процесс познания в живой среде через личный опыт эксперимента. По сути, это тренировка гибкости ума через плавное вхождение в область неизведанного. В результате такой тренировки дети приобретают первые навыки самостоятельного исследования, становятся более замотивированными и подготовленными к школе. И, конечно, экологически осознанными, понимающими как именно они в своем возрасте могут вносить вклад в сохранение природы и ее биологического разнообразия.
К тому же, занятия на метеоплощадке способствуют физическому оздоровлению детей. Это дополнительное время на свежем воздухе, проведенное не только за прослушиванием лекций воспитателя, но и в подвижных играх, выполнении физкультминуток и прочих телесно-ориентированных упражнений.
Образовательный контент и форматы работы на метеоплощадке
На метеостанции воспитатель становится для детей проводником, гидом по миру живой природы. При этом воспитателю не нужно обладать специализированными познаниями в естественных науках или «галопом по Европам» изучать метеорологические понятия и устройство приборов в свободное от работы время. Уже есть согласованная с педагогами и проверенная на опыте программа «У природы нет плохой погоды», включающая детально проработанную теорию и практическую составляющую.
Теоретическая часть содержит информацию об изменениях положения Солнца и Луны, видах облаков, процессах их образования и распада, слоистом строении атмосферы и характеризующих ее показателях — давлении, температуре и влажности. Отдельные модули посвящены «природным синоптикам» — растениям и птицам, реагирующим на изменения погоды. Вся информация изложена простым языком, доступным для когнитивного уровня детей от 4 до 7 лет.
Метеоплощадка устанавливается на уличной территории ДОУ и в профессиональной комплектации включает 13 приборов и модулей для практических занятий. Знакомство с метеорологическими понятиями начинается с лекционного материала, усвоение которого происходит через чередование новой научной информации и стихотворений, загадок, тематических отрывков произведений, интерактивных вопросов.
Так дети плавно подходят к практической части — наблюдениям за растениями и птицами, экспериментам, измерениям. Под чутким руководством воспитателя они учатся определять время по солнечным часам, направление и силу ветра — по флюгеру и ветровому рукаву, количество дождя и снега — с помощью осадкомера и линейки. Они наблюдают за характером облачности, рассматривая небо через окошко метеорологического ловца. Оценивают характер твердых зимних осадков по мерзлометру и гололедному станку, снимают показания термогигрометра и барометра.
Как и теория, практика тоже дополняется привычной и приятной для детей активностью — например, тематическими раскрасками. Такое чередование позволяет им осилить научный материал без стресса.
Как уже было отмечено, занятия на метеоплощадке способствуют физическому оздоровлению. И здесь у воспитателей неограниченный простор для педагогического творчества. Педагоги активно пользуются как уже готовыми наработками из программы «У природы нет плохой погоды», так и увлеченно разрабатывают авторские подвижные игры.
На метеоплощадке неограниченное пространство и для «чуда». Например, посещения метеостанции «настоящей» Снегурочкой. Всегда можно и нужно вводить мотивационный элемент — к примеру, раздавать участникам исследовательской группы символические подарки. Как в школе первоклассникам дают фишки вместо оценок, так и здесь будет полезна некая система вознаграждений за активную работу.
Неотъемлемой частью занятий на метеостанции является также заполнение дневника наблюдений. В сводную таблицу записываются показатели состояния атмосферы, характеристики протекающих в ней процессов и происходящих явлений. Составляются графики изменения температуры воздуха и атмосферного давления в течение месяца.
Организация платного кружка
Дошкольные образовательные площадки могут ввести занятия на метеоплощадке как платную образовательную услугу. Наиболее перспективной является, конечно же, не прагматическая сторона этого дела, а развивающая.
Платный кружок предусматривает занятия с несколькими группами, разделенными по возрасту. Целесообразно собрать детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет в одну группу, а ребят 5-7 лет в другую. Рекомендуется даже более глубокая дифференциация, на три группы — 4-5, 5-6 и 6-7 лет. В таких группах воспитатели смогут более корректно и эффективно вести коллективную и индивидуальную работу.
Оптимальное количество детей в группе — не более 10. А количество групп не ограничено, разве что загруженностью воспитателей.
Подходящее время для занятий кружка — вторая половина дня с 17:00 до 18:00 либо выходной день. Продолжительность одного занятия — от 15 до 25 минут, чтобы не перегружать маленьких метеорологов и дать возможность постигать мир природы пошагово. В неделю будет достаточно трех занятий.
Приведу пример одной дошкольной образовательной площадки города Тюмени:
В ДОП есть по 3 группы в возрастных категориях, подходящих для метеорологического кружка — 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Всего 9 групп интересующего возраста — это 216 детей. Воспитатели провели с родителями этих групп информационную работу, и треть родителей согласились на новую платную услугу. Таким образом, 72 ребенка стали участниками кружка юных метеорологов. Получилось 9 факультативных групп по 8 детей.
При стоимости занятия 100 рублей и при темпе обучения 2 урока в неделю стоимость услуги в месяц с одного родителя составила 800 рублей, с группы из 8 человек — 6400 руб., со всех 9 групп — 57600 руб.
Программа платной услуги «У природы нет плохой погоды» расписана на каждый месяц года. То есть остается только внедрить, а процесс запуска будет быстрым за счет уже готовых планов занятий.
Автором программы и разработчиком метеорологической станции в трех комплектациях является российская компания «Умничка» — инноватор рынка детских игрушек и развивающего оборудования.