МААМ-картинки

Консультация для родителей «Как привить детям навыки дисциплины»

Татьяна Сарайкина
Консультация для родителей «Как привить детям навыки дисциплины»

Формирование навыков дисциплины является краеугольным камнем воспитательного процесса и одной из самых сложных задач, стоящих перед родителями. Как надо воспитывать ребенка, чтобы он вырос порядочным человеком и занял достойное место в обществе?

Наш разговор пойдет о том, как привить детям навыки дисциплины, применяя эффективные методики; как бороться с дурными привычками и справляться с неизбежными трудностями.

Дисциплина

Публикация «Консультация для родителей „Как привить детям навыки дисциплины“» размещена в разделах

В понятие «дисциплина» включается комплекс мероприятий, направленных на формирование у ребенка общепринятой модели поведения; иными словами, на безусловное соблюдение правил, принятых в обществе. Надлежащее поведение обеспечивается при помощи системы поощрений и наказаний.

На первый взгляд, все предельно просто. На практике – каждая семья сталкивается с проблемами.

Возможные препятствия

Родителям приходится преодолевать различные препятствия в процессе формирования у ребенка навыков дисциплины. Наверняка всем знакомы наиболее распространенные варианты негативного поведения детей: непослушание, неповиновение, сознательное игнорирование просьб и поручений, что ставит взрослых в тупик. Но из преодоления препятствий можно извлечь и неоценимый опыт.

Ответственность родителей

Взаимозависимость детей и родителей очевидна - только от родителей зависит, каким вырастет ребенок. Влияние окружающих, школы, специалистов-психологов или церкви может внести коррективы в воспитательный процесс, но основной груз ответственности целиком и полностью лежит на мамах и папах.

Как соответствовать возложенной ответственности? Вопрос не из легких. Специалисты выделяют три наиболее распространенных типа поведенческой модели родителей :

Авторитетность

Родители последовательно и методично придерживаются выбранной системы воспитания, оставаясь при этом нежными и заботливыми. В семье приветствуется уважительное отношение к детям и совместное решение всех возникающих проблем. Данная модель является наиболее эффективной.

Авторитарность

Родители жестко следуют избранной системе воспитания без излишней мягкости по отношению к детям. В семье не приветствуется консенсус – последнее слово всегда остается за родителями. Такая модель менее эффективна.

Вседозволенность

У родителей не имеется четко выработанного подхода к процессу воспитания. В семье процветает вседозволенность, представление о дисциплине у детей минимальное. Подобная модель является самой неэффективной из всех возможных.

Методы формирования навыков дисциплины

Методы формирования навыков дисциплины зависят от типа нервной системы ребенка и поведенческой модели родителей. Однако существуют и общие рекомендации педиатров и детских психологов:

1. Поощрение.

Поощряйте детей за хорошее поведение и правильные поступки. Дайте ребенку понять, что вы им довольны – ваши слова являются прекрасной мотивацией и далее следовать установленным правилам.

2. Наглядный пример.

Демонстрируйте на наглядных примерах результаты тех или иных поступков. Объясните, например, ребенку, что умышленно сломанная игрушка уже больше никогда не сможет послужить ему предметом для игр.

Наглядные примеры хорошо действуют в тех случаях, когда дети не желают прислушиваться к предупреждениям родителей о возможных последствиях своих поступков.

3. Логический пример.

Данный метод практически идентичен предыдущему, но включает еще и элементы логического подхода. Объясните ребенку, какие последствия ожидают его в случае ненадлежащего поведения. Например, запрет на использование игрушек в течение недели, если ребенок не соберет их после игры.

4. Ограничение.

Когда не действуют наглядные и логические примеры, примените метод ограничений. Он особенно эффективен в следующих случаях:

если ненадлежащее поведение напрямую затрагивает объект ограничения;

если объект ограничения представляет особый интерес для ребенка;

если метод применяется сразу же после совершения ненадлежащего поступка.

5. Наказание.

Применяйте наказание по отношению к ребенку только в том случае, если имеются абсолютно достоверные доказательства его проступка или нарушение правил приличия становится чрезмерным и недопустимым.

Детям старше двух лет следует доходчиво и спокойно объяснить причины и цель наказания – в данном возрасте они уже в состоянии оценить последствия своих поступков. Для детей младше двух лет сам акт физического отделения от родителей является очень болезненным и воспринимается как собственно наказание.

Наказание в форме физического воздействия противопоказано. В результате многолетних исследований ученые пришли к выводу, что телесные наказания практически не дают желаемого эффекта, но приводят к негативным последствиям: нанесение вреда психическому здоровью ребенка; проявление у него неконтролируемой агрессии; формирование у ребенка устойчивого убеждения, что причинение физической боли является нормой поведения.

Советы по укреплению дисциплины

Каких бы методов формирования навыков дисциплины вы ни придерживались, процесс воспитания будет более эффективным, если принять к сведению следующие рекомендации:

1. Руководствуйтесь методиками, которые более всего соответствует типу нервной системы вашего ребенка.

Зная особенности характера, примените систему дисциплинарного воспитания, которая способствует максимально полному раскрытию талантов и потенциала ребенка. Характер заложен от рождения – не пытайтесь его изменить: интроверт не станет экстравертом (и наоборот).

2. Ставьте детей в известность о своих намерениях.

Нововведения в сложившийся уклад не должны стать «холодным душем» для ребенка. Обсудите вместе ваши планы, доходчиво объяснив причины и цели внедрения новых правил; а также систему поощрений и наказаний, которая будет применяться согласно результатам.

3. Относитесь к ребенку уважительно.

Воспитательный процесс не отменяет уважительного отношения к детям – ваш личный пример является образцом для подражания. Не делайте ребенку того, чего не хотели бы получить от него сами.

4. Будьте последовательны.

Системность и последовательность в подходе к процессу воспитания является залогом его успешности. Ваши действия должны быть последовательными и бескомпромиссными. Нельзя идти на поводу у детей: не поддавайтесь детским капризам и старайтесь не отступать от данного правила ни при каких обстоятельствах. Если же воспитанием ребенка в семье занимается несколько человек, следует выработать совместно согласованную единую линию поведения.

5. Не повторяйтесь.

Если ребенок уже был наказан за проступок, не продолжайте читать нравоучений или требовать повторных извинений – что сделано, то сделано. Напротив, постарайтесь как можно скорее вернуть его к нормальному ритму жизни.

6. Ставьте перед ребенком выполнимые задачи.

Прежде чем требовать исполнения дисциплинарных норм, убедитесь, что ребенок правильно понял поставленные перед ним задачи; не принуждайте выполнять задания, не соответствующие его возрасту или интеллектуальным возможностям. Как и любые навыки, модель поведения формируется постепенно, соответственно возрасту и приобретаемому жизненному опыту.

7. «Зрите в корень».

Поразмыслите о причинах плохого поведения ребенка. Повод может быть любой – проблемы в семье или школе, переезд друга, чувство усталости или голода и т. д. Конечно, не все причины могут служить оправданием проступков, но понимание причинно-следственных связей поможет вам и вашему ребенку избежать подобных инцидентов в дальнейшем.

8. Не бойтесь просить прощения за собственные промахи.

Будь вы хоть идеальным родителем и воспитателем, бывают дни, когда ничего не клеится. Процесс воспитания тоже может дать сбой – вас захлестывают эмоции или раздражение, а выход вашего негатива отражается на детях. Если ненароком обидели ребенка, обязательно извинитесь и объясните причины случившегося. Приобретение навыков воспитателя-профессионала дается непросто.

Может случиться, что ваших знаний и навыков недостаточно для урегулирования проблемных ситуаций с детьми. Не впадайте в отчаяние – обратитесь к врачу-педиатру, который поможет подобрать для вашего ребенка эффективные методики с использованием индивидуальных тренингов.

Если же вы столкнулись со следующими проблемами, относящимися к вашему ребенку:

игнорирование авторитетов (системное проявление неуважения к родителям, учителям, взрослым);

агрессивное, деструктивное поведение;

наличие признаков депрессии, уныния, отсутствие друзей, попытки суицида;

сложные отношения с членами семьи,

немедленно обратитесь за помощью

Публикации по теме:

«Декупаж-детям». Консультация для родителей«Декупаж-детям». Консультация для родителей Декупаж — это вид прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения на.

Консультация для родителей «Культурно — Гигиенические навыки» для дошкольников «КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ» (для дошкольников) КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Воспитатель: Альмухамедова Нуржамал Газисовна Воспитание.

Консультация для родителей «Полезные навыки»Консультация для родителей «Полезные навыки» Многих родителей волнует вопрос, с какого возраста надо учить своего ребенка владению ножницами? Начинать обучение по вырезыванию можно.

Консультация для родителей «Что такое этикет или как привить ребенку хорошие манеры» Консультация для родителей "Что такое этикет, или как привить ребенку хорошие манеры?" Уважаемые родители,здравствуйте. Сегодня мы с вами.

Консультация для родителей «Как привить любовь к природе» Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями. О чем же беседовать с ребенком?.

Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.

Консультация для родителей «Как привить ребенку уважение к старшим» Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. Белинский В. Г. Воспитание детей одно из самых сложных и благородных.

Консультация для родителей «Как привить ребёнку интерес к спорту»Консультация для родителей «Как привить ребёнку интерес к спорту» Авторы: Ависова Надежда Петровна, Золотаренко Марина Владимировна. Как привить ребёнку интерес к физическим упражнениям, к спорту? Самое.

Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.

Консультация «Как привить интерес ребенка к лепке»Консультация «Как привить интерес ребенка к лепке» На самом деле наши дети очень любознательны и, что самое главное, очень хотят походить на нас – взрослых! Последним их желанием и нужно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как привить детям навыки дисциплины»
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 15:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД