Департамент труда и социальной защиты
Как развивать мелкую моторику ребенка до трех лет: опыт специалиста семейного центра
▼ Скачать + Заказать документы
Как развивать мелкую моторику ребенка до трех лет: опыт специалиста семейного центра
2243370-11
Развитие координации и ловкости мелких движений пальцев рук помогает ребенку не только выполнять важные повседневные действия – одеваться, убирать игрушки, чистить зубки, но и подготавливает почву для развития речи. Так происходит оттого, что в головном мозге зоны, отвечающие за речь и движения руки, находятся совсем рядом. Как можно позаботиться о своем малыше и помочь ему развить необходимые навыки, рассказала психолог семейного центра «Палитра» Ирина Васильева.
Помочь малышке научиться рисовать
Публикация «Как развивать мелкую моторику ребенка до трех лет: опыт специалиста семейного центра» размещена в разделах
В семейный центр «Палитра» обратилась 38-летняя Наталья с двухлетней дочерью Татьяной. Женщина рассказала, что малышка не может находиться в сосредоточенном состоянии, часто роняет вещи и от этого кажется неуклюжей. К тому же вызывает беспокойство, что девочка рисует и лепит что-то непонятное, не может придать своим работам какую-то форму, хотя у других детей это получается.
На занятиях с психологом ребенку действительно не удавалось скатать шарик из пластилина или нарисовать кружок, поэтому с ней начали использовать фактурные материалы и игры, не предполагающие мелкие скоординированные действия: песок, крупу, макароны.
Затем все усилия специалисты направили на то, чтобы сформировать «пальчиковый захват», когда ребенок берет что-то двумя пальчиками: большим и указательным. Начали с сортировки более крупных предметов, которые постепенно от занятия к занятию уменьшались. Теперь Таня рисует кружочки и даже их раскрашивает.
С мамой проводится регулярная работа на восстановление ресурсов, так как, занимаясь воспитанием ребенка самостоятельно, она ощущала хроническую усталость и, как следствие, предлагала дочери одни и те же упражнения и материалы. Не замечая быстрого результата, чувствовала вину и раздражение.
Важные детали
У детей в возрасте двух-трех лет нет возможности надолго концентрировать свое внимание, поэтому нужно заранее продумать, как то или иное задание можно превратить в игру.
Без смыслового сюжета маленькому человеку трудно совершать необычные и монотонные действия, которые помогут скатать, например, шарик или сгруппировать предметы по признаку.
Вы можете придумать историю с двумя любимыми игрушками. Например, кошечка любит кушать рыбку (печенье-«рыбки», а мишка – фасоль. Они шли из магазина, и вдруг их корзинки упали и еда перемешалась. Предложите ребенку помочь и найти для кошечки и для мишки то, что они любят. А потом можно показать, как игрушки кушают.
Также очень важна осторожность. Помните, что мелкие предметы опасны, нужно постоянно контролировать, чтобы малыш не захотел что-то попробовать на вкус. Будьте готовы, что что-то будет рассыпано или разлито. Помните: ваше чадо только учится и имеет право ошибаться много-много раз, воспринимайте это позитивно.
Примеры игр для развития мелкой моторики рук
1. Нарисуйте на бумаге дорожку Колобка от лисы до домика, по которой нужно прокатить шарик рукой, а затем и пальчиком.
2. Можно приготовить обед для кукол с многочисленными пересыпаниями из одной емкости в другую.
3. Порвите бумагу на полоски, которые нужно использовать как билеты. Бумагу можно сминать в шарики и кидать в корзинку на точность попадания.
4. Вдавливайте мелкие предметы в пластилин. Так, можно собачке из пластилина сделать глазки из бусинок, семечек, или панцирь из камушков для черепашки.
5. Перелистывайте книжные страницы по одной, разглядывая картинки.
6. Соберите из конструктора домик или гараж.
7. Застегивайте липучки, пуговицы.
В помощь родителям
Если вы сталкиваетесь с трудностями в воспитании ребенка, вы можете обратиться в столичные семейные центры, где квалифицированные сотрудники всегда вам помогут.