Нина Васильева-Жарый
Как реализовать проект
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов в практике дошкольного образования не нов. Однако сам термин появился недавно и вызвал массу вопросов и затруднений. Коллеги! Я обращаюсь к вам! Вы все мастера реализации проектов, даже те, кто в этом сомневается!
Что нам стоит дом построить, в смысле – реализовать проект?
Вначале надо придумать, а что же будет в конце?
Публикация «Как реализовать проект» размещена в разделах
Новогодним утренником завершается комплексный проект «Мастерская деда Мороза». Целый месяц дети рисуют, лепят, мастерят поделки для новогоднего праздника. Они изучают особенности природы в зимнее время, читают сказки и смотрят фильмы, они катаются на санках и лыжах, строят снежные городки… Все это и есть проект, который завершится утренником. Ведь и строители вначале рисуют будущий дом, думают – из чего его строить и в каком месте, и вообще – кому он нужен, этот дом… Потом роют котлован, прокладывают рельсы, привозят кран…
Мы с детьми решили украсить цветами свой участок. Следовательно – финал проекта назначается на осень. Начало ему – в январе. Вначале выращиваем зеленый лук на окне - как источник витаминов. Потом рассматриваем разнообразные семена, не забывая отметить семена березы на снегу. Изучаем состав почвы, необходимость воды для роста растений, семе семена в рассадные ящики. Ухаживаем за ростками, высаживаем рассаду на места, ухаживаем за растущими цветами. Вот так просто и коротко можно рассказать о проекте.
Сложнее оформить проект на бумаге.
Этап первый.
Продумать цели проекта и дать ему точное название. Если это мастерская деда Мороза – то наша цель состоит в погружении детей в волшебную атмосферу праздника. Если мы выращиваем цветы – знакомство с этапами развития растения и круговоротом в природе. Мы посеяли семечко – и растение, увядая, дало нам семечки, чтобы через год их можно было снова посеять. В старших группах можно цели усложнить – познакомить детей с многообразием посадочного материала. Если мы готовимся к марафону – наша цель помочь детям освоить комплекс мероприятий для укрепления здоровья. Если наш проект ко дню 8 марта – научить детей дарить маме радость.
Этап второй.
Он, собственно, наиболее важный. Для достижения цели надо решить определенные задачи. Какие именно? Познакомить с традициями – какими именно? Изготовить поделки – из каких материалов, какими приемами, кому нужны эти поделки? Вырастить цветы – показать детям многообразие посевного материала, научить способам ухода за растениями, учить экологическому поведению в природе. Задачи следует продумать особо тщательно, ведь именно содержанием задач и будет определяться содержание конкретных мероприятий.
Этап третий.
Непосредственная реализация проекта. Мы уже решили, что именно и в какие сроки мы будем делать. Мастерская деда Мороза – каждый вечер в течение декабря. Мамин день – музыкальные занятия и хореография, кружок умелых рук. Выращивание цветов – трудовые поручения утром и на прогулке, наблюдения, эксперименты в учебное время. В ежедневный план работы мероприятия вносятся отдельными пунктами. Для информирования родителей изготавливаются стенды, там размещаются фотографии и рисунки детей («Как мы семена сеяли»).
Этап заключительный. Его еще называют «защита проекта».
Если в течение длительного времени воспитатели регулярно по заранее намеченному плану проводили мероприятия с детьми, то защита проекта трудностей не вызовет. Защитой проекта может стать утренник с вручением подарков маме или украшением самоделками новогодней елки. Или участие в массовом забеге с обязательным фотографированием и обсуждением забега. Или шахматный турнир. Или это будет викторина по сказкам Пушкина – с приглашением гостей.
А вот теперь, когда и цветы увяли, и Новый год наступил, и мамин день прошел – надо отчитаться перед руководством детского сада о проделанной работе. Берем лист бумаги и пишем: в группе был реализован проект. Дети сами выявили проблему и нашли пути ее решения. Какая проблема, спросите вы, если проект был посвящен творчеству Пушкина? Отвечу. Проблема в том, что сказки очень интересные, к ним нарисовано великое множество картин, а мы об этом ничего не знаем. Это ведь интересно – познакомиться со сказками? Ах да, воспитатели эти сказки прочитали сорок лет назад… Ну так пусть освежат их в своей памяти. Ну, не отвлекаемся, пишем дальше. Проблему выявили, пути ее решения нашли (купить семена, смастерить игрушки, разучить песни). Не забудьте – родителей привлекли. И вот вам результат – дети окрепли физически, на участке благоухание цветов, и дети очень наблюдательно за ними следят, отмечают изменения.
Коллеги! Мы ведь и тридцать лет назад все это делали? Только тогда не было этого слова – проектная деятельность.