Елена Бондарева
Как сделать занятия в воскресной школе более интересными? Топографический подход и метод проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Не перестаёшь удивляться, какие они креативные люди – наши преподаватели! Сегодня я хочу поделиться некоторыми своими находками, сделанными в процессе проведения уроков Закона Божьего в приходской воскресной школе. Итак…
Для начала нам нужно сделать карту Древнего мира, где разворачивались события истории Ветхого Завета. Она должна быть достаточно большой, желательно формата А1, чтобы всё поместилось. Можно использовать лист ватмана или обратную сторону упаковочной бумаги.
Публикация «Как сделать занятия в воскресной школе более интересными? Топографический подход и метод проектов» размещена в разделах
На карте нужно нарисовать границы стран, написать их названия, обозначить моря, города, реки и т. п. Эта карта будет висеть на стене в классе во всё время проведения учебного модуля. Для истории Нового Завета нужно будет сделать другую карту, где покрупнее конкретно область Палестины. С этой картой мы будем работать, а не просто ей любоваться. Поэтому она должна быть съёмной – легко положить на стол и потом снова повесить на стену.
Далее нам понадобятся небольшие картинки персонажей. Начинаем с первой темы? Путешествие Авраама: здесь, конечно, должен быть сам патриарх и члены его семьи. Желательно, чтобы картинок было столько же, сколько детей в группе. Если не получается, то некоторые дети смогут приклеить картинки, а другие нарисовать путь Авраама и Сарры.
Картинки можно найти в интернете, распечатать на цветном принтере и вырезать. Проблема с принтером? В этом случае сгодится контурный рисунок типа раскраски, который ребёнок сможет раскрасить сам за пару минут.
История Ветхого Завета очень «географична». И мы будем размещать эти картинки в нужном месте (в данном случае это будет Ур) с помощью двусторонней клейкой ленты, например, для крепления воздушных шариков.
После рассказа преподавателя на карте отмечается линия, изображающая путь Авраама. Желательно, чтобы её рисовали все дети.
Чем хороша карта? Во-первых, наглядность. Всегда лучше не просто слушать, но и видеть – чем больше анализаторов вовлечено в процесс восприятия информации, тем он будет успешнее. Конечно, наглядность сейчас обеспечить легко. Учебных фильмов, в частности, очень много. Но, смотря фильм, ребёнок остаётся пассивным зрителем. А нужно действие. Только в этом случае, когда есть собственная активность, информация становится частью нашего внутреннего мира. Поэтому на занятиях, особенно в младшей группе, учителя часто предлагают детям нарисовать то, что сегодня изучается. Да вот только на то, чтобы изобразить Моисея в момент перехода евреев через Чермное море, у ребёнка может уйти полчаса, а там уже и урок кончился. Работа же с картой позволяет дозировать и чередовать различные формы деятельности – слушание, рисование, да и подвигаться можно в процессе крепления фигурок.
Во-вторых, карта ещё и средство фиксации опыта, позволяющая оценивать прогресс в изучении курса. Приходя на следующий урок, ребёнок видит, что проходили перед этим. У него формируются не фрагментарные знания, а полная картина событий.
Для старшей группы эту методику необходимо видоизменить. Рисование карты может стать частью проекта, над которым работает несколько подростков в малой группе. Они сами определяют, какая местность и какие персонажи будут представлены в их проекте, проявляют свои творческие способности в процессе его создания, развивают навыки работы в группе.
Ещё одно достоинство предложенной методики – универсальность. Какая бы тема ни изучалась, возможна адаптация к ней. В нашей школе предложенный подход оказался очень эффективным.