Папки-передвижки

Как справиться с детской агрессией

серёгина оксана
Как справиться с детской агрессией

Как справиться с детской агрессией.

Способность ребёнка строить конструктивные отношения с окружающими, совместно с ними разрешать конфликты является важным показателем развития личности.

Агрессия как форма поведения встречается у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Впоследствии агрессивность может трансформироваться в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим. Возникает конфликт личности и общества.

Публикация «Как справиться с детской агрессией» размещена в разделах

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и др.).

Коррекция агрессивности.

Поведение агрессивных детей является диструктивным, поэтому проблема обучения приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых из стоящих перед педагогом – психологом задач. Необходимо обучить агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Основные методы и приё мы работы:

1. Исчеркать лист бумаги, скомкать его, выбросить, разорвать, сжечь.

2. Нарисовать обидчика, нарисовать свой гнев.

3. Хлопать руками изо всех сил, топать ногами.

4. Рисовать пластилином, втирание пластилина в картонку.

5. «Боксёрская груша» (бить подушку руками, «Футбольный мяч» (пинать подушку ногами).

6. Игра «Крепость» (взрослый строит крепость, которую дети должны взять приступом – бросать в неё мягкими игрушками или мячами).

7. «Кто громче?» (разрядить агрессивность, дать возможность детям выплеснуть свою энергию, развивать сплочённость).

8. Игра «Тайм –аут» (предлагают ситуацию из реальной жизни детей; даётся возможность обыграть ситуацию и понять, для чего нужно брать тайм-аут, как важно остановиться, чтобы успокоиться, подумать, не обидеть друзей).

Дети не всегда могут адекватно оценить своё состояние, а тем более состояние окружающих, поэтому необходимо обучать агрессивного ребёнка навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Знакомство с эмоциями, пиктограммы «Злость», «Гнев» и др. Обращается внимание на выражение лица в пиктограмме. Задаются следующие вопросы: что произошло со ртом? Какое у него выражение глаз? Что же это за чувство?

Можно провести тематическое рисование «Я в гневе», «Я счастлив», «Я злюсь» и пр. полезно учить ребёнка понимать себя, ощущения своего тела, определять своё состояние. Можно предложить детям самостоятельно описать своё эмоциональное состояние «Когда я злюсь…», «Когда я радуюсь…»

Необходимо также учить детей позиции «Встань на моё место», формировать способность к эмпатии, сопереживанию, доверию. Полезно предложить детям различные ситуации конфликта, они должны найти различные способы выхода из конфликта. Применение элементов сказкотерапии, игротерапии, драматерапии.

Разыгрывание определё нных ситуаций: «Как Лунтик поссорился с Кузей» и др. Обсуждение, почему герои повели себя тем или иным образом. Следует учить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Обсуждение наиболее часто встречающихся ситуаций. Эти беседы призваны расширить поведенческий репертуар ребёнка. Полезно приводить жизненные примеры:

- Я сейчас расскажу вам о тех случаях, которые я видела, а вы помогите мне разобрать их и решить, как надо поступить (обсуждение и разыгрывание ситуаций).

1. Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

2. Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Попроси её.

3. Ты обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

4. Ты нашёл на улице слабого, замёрзшего котёнка. Пожалей его.

Следующее направление в коррекционной работе с агрессивными детьми - телесная психокоррекция. Внутренний язык тела – кинестетические, интрорецептивные и кожные ощущения, телесные сигналы подсознания – служит для внутриличностной коммуникации, диалога между сознанием и бессознательными процессами. Понимая внутренний язык тела (телесные сигналы, отметим, что проявление агрессивности необходимо давать выход.

Проанализировав модифицированные схемы В. Райха и А. Лоуэнта, а также работы отечественных психологов В. Баскова, М. Сандомирского, пришли к выводу о небходимости использования элементов телесной (соматоцентрированной) психокоррекции в работе с агрессивными детьми. Акцент на массаж, мышечное расслабление таких отделов тела, как плечевой пояс, ноги (коленные суставы, голени).

Итак, плечевой пояс – сдерживаемая агрессивность (в том числе конструктивная); блокирование социальных контактов, причём контактов активных, сопровождаемых телодвижениями, производными по собственной инициативе.

Коленные суставы – пассивность, блокирование инициативы, когда боль в суставах не даёт и шагу ступить. В происхождении подобных болей играют роль вытесненные детские формы проявления агрессивности. В психокоррекционных целях можно предложить топанье ногами, пинание ногами, самомассаж коленей.

Голени – здесь также скрыта подавленная агрессивность, часто проявляющаяся в болезненных судорогах икроножных мышц. Судороги также нередко встречаются при депрессивных состояниях, возникая во сне и являясь причиной дискомфортного пробуждения (синдром беспокойных ног, желание убежать от болезненных воспоминаний, повторно пережить во сне психотровмирующие события).

Игровые упражнения

(по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона)

Расслабление ног «Пружинка»

- Представьте, что поставили ноги на пружинки. Пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки. Носки вверх, пятки прижаты к полу. Прижмём пружинки крепче к полу. Ой, как тяжело. Ноги напряжены. Перестанем нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Как приятно!

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки поднимай,

Нет пружинок - отдыхай

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И рас –слаб –лен –ны…

Массаж шеи

Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной лебединой шеи.

И. п. : сидя по-турецки.

1. Поглаживать шею от грудного отдела к подбородку.

2. Развернув плечи, гордо поднять голову на вытянутой шее.

3. Ласково похлопать по подбородку тыльной стороной кисти рук.

4. Представив, что у тебя красивая, лебединая шея, любоваться ею, как будто она отражается в зеркале.

Массаж шейных позвонков

Игра «Буратино»

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какие ощущения вызывают рисунки, выполненные движением носа в воздухе: Буратино своим любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

Массаж ног

Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.

И. п. : сидя по-турецки.

1. Подтягивая к себе стопы левой ноги, ребёнок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы (можно использовать су-джоу). Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперёд носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по стопе. Громко с чувством говорит: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым.». То же - с правой ногой.

2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бёдра. Делает пассы над каждой ногой, надевает воображаемый чулок, затем снимает его и сбрасывает, встряхивая руки.

Игра «Покачай малышку»

Цель: развитие гибкости суставов, ощущение радости от гармоничного движения ног.

Ребёнок прижимает к груди стопы, укачивая малышку, касается лбом колена, стопы, поднимает малышку, делает вращательные движения вокруг лица.

Ещё одно направление в коррекционной работе с агрессивными детьми –

использование элементов игротерапии, куклотерапии.

- Ребята, я принесла вам необычную куклу, зовут её… Она не продаётся в магазине, но её можно сделать. Когда вам хочется кого – то обидеть, ударить, возьмите куклу БОБО и попинайте, побейте ногами и руками. она не обидится. А потом её пожалейте. Когда всё зло отдадите кукле, то потом не будите обижать других детей и родных. Попробуйте выпускать зло на кукле БОБО.

Кукла делается по типу подушки или валика, набивается плотно ватой или песком, лицо рисуется фломастерами, вышиваются или пришиваются пуговицы, прикрепляются руки и ножки.

Психогимнастические этюды.

Одно из направлений в коррекции агрессивного поведения – психогимнастика.

«Уходи, злость, уходи!»

- Жанна очень любила цветы, поэтому посадила в своём палисаднике много разных цветов. Однажды она решила полить их, вышла из дома и залюбовалась своим цветником. Покажите, как она любуется (довольное и счастливое лицо).

Вдруг неожиданно появился Пётр, начал прыгать по клумбам, топтать и мять цветы. Покажите, как Пётр это желает. Жанна очень удивилась (качает головой, грозит пальцем, расстроилась и даже заплакала.

- Я так старалась, - сказала Жанна, - ухаживала за цветами, поливала…И вот больше нет красивых цветов.

- Ребята, вам жалко Жанну, цветы? А у вас бывает так, что вы кого –то обижаете, что-то разрушаете? Злитесь? Почему вы это делаете?

Мы будем учиться выпускать злость, никого не обижая. Итак, когда к вам подступает злость и вы хотите кого-то обидеть, что-то кинуть, обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди. Это поза выдержанного человека. Давайте попробуем.

А можно злость прогнать словами. Ложимся по кругу на ковёр (у каждого с двух сторон подушки). Закрываем глаза и изо всей силы бьём ногами по полу, а руки по подушкам и кричим: «Уходи, злость, уходи!»

Вот злость и ушла, все стали добрыми, внимательными, хорошими.

В коррекции агрессивности можно использовать следующие этюды.

«Сердитый дедушка»

Нахмуренные брови, резкие порывистые движения.

К дедушке в деревню приехал Саша и сразу же пошёл гулять. Дедушка рассердился. Потому что Саша ушёл за калитку без предупреждения. Куда он пошёл? Вдруг с ним что-то случиться?

«Обзывалки»

- Я часто вижу, как дети ссорятся, обзывают друг друга и даже дерутся! Какие они в этот момент злые, некрасивые! Никто не хочет играть с такими детьми. От этого они становятся ещё злее.

Можно поругаться не плохими словами, а, например овощами или фруктами: «Ты – огурец», «А ты – капуста», «Ты – апельсин», «А ты- груша».

А какими хорошими словами ещё можно поругаться? Обидно вам от таких слов? Конечно, не обидно, а сердитость вся ушла. Попробуйте так поругаться.

Освободим принцессу Доброту.

У короля Добра есть дочка – принцесса Доброта. Однажды королева Злость украла дочь сказочного короля. Король очень просил нас помочь ему выручить принцессу. За это он пообещал наградить нас добротой и любовью.

Ребята, представьте, что будет, если никто не спасёт Доброту? Мы все станем злыми и жестокими.

Закрывайте глаза, я досчитаю до пяти – и мы окажемся в сказке. Один, два, три, четыре, пять… Откройте глаза. Посмотрите вокруг, как тут всё сказочно. Смотрите, Иван – царевич на сером волке проскакал. Но у нас мало времен, надо скорее спасать принцессу. Вставайте за мной, я поведу вас.

Мы очутились в стране королевы Злости – Злосландии. Здесь живут злые герои сказок. Каких отрицательных героев вы знаете?

Покажите злого Карабаса – Барабаса ( выразительные движения: брови нахмурены, губы сомкнуты, топает ногой, сжатые в кулак руки).

Наконец мы пришли к замку королевы Злости. Она держит принцессу высоко в башне под замком. Открыть дверь может только чудо: нужно сделать так, чтобы королева Злость стала доброй, надо убедить её уговорить.

Каждый должен представить себя в образе королевы Злости.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это волшебный круг, в котором будут совершаться превращения ребят. Ребёнок входит внутрь обруча и по сигналу педагога превращается в злющую – презлющую королеву Злость: грозный взгляд, шипит, как змея, царапается, как кошка. При этом из волшебного круга выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за педагогом: «Сильнее, сильнее, сильнее…» - ребёнок, изображающий королеву Злость, делает всё более злые движения. По повторному сигналу педагога превращение заканчивается, после чего в обруч входит другой ребёнок - и игра повторяется. Когда все дети побывают в волшебном круге, обруч убирается, дети все вместе изображают королеву Злость.

- Королева Злость больше не хочет быть зло, она посмотрела, как же плохо быть злой. Давайте поможем её стать добрее.

По сигналу ведущего дети превращаются добрых ребят и повторяют следующие слова: «Не хотим быть злыми, будем добрыми и дружными!»

Дверь в замок открылась, так как королева Злость стала доброй. Мы освободили принцессу Доброту, и теперь король Добро и нас всех наградил добротой и любовью.

Ребята, злыми нельзя быть. Если вы злитесь, вы не только доставляете неприятности окружающим, но и вредите себе сами. Нужно быть добрыми. Если вы будете добрыми, то и люди, окружающие вас, будут доброжелательно к вам относиться.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Кризис семи лет и как с ним справиться» «Кризис семи лет и как с ним справится». Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник,.

Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации для родителей) 1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни. 2.

Консультация для родителей «Как бороться с детской агрессией» Консультация для родителей. Как бороться с детской агрессией. Рано или поздно каждый родитель сталкивается с детской агрессией, направленной.

Консультация для родителей «Как справиться с детской истерикой» Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются.

Консультация для родителей «Упрямство. Как с ним справиться?» Консультация для родителей "Упрямство"- это своеобразная защитная реакция ребенка, протест против ущемления его самостоятельности. И, кстати,.

Консультация для старшей группы «Скандал по всем правилам, или Как справиться с детской истерикой» Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются.

Работа с агрессией через арт-терапиюРабота с агрессией через арт-терапию Повышенная агрессивность детей сегодня беспокоят многих родителей и педагогов. Количество таких детей, к сожалению, стремительно растет.

Консультация «Скандал по всем правилам, или как справиться с детской истерикой» Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются.

Конспект занятия с учащимися «Как справиться с плохим настроением?» Тема: «Как скрыть плохое настроение? (Двойки в школе, неудача в общении)». Цель занятия: формирование убеждения о необходимости контролировать.

Консультация для родителей «Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?» Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать? Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как справиться с детской агрессией
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 13:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД