Оля Нечаева
Как воспитать маленького патриота
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников младшей группы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Проблема духовно-нравственного воспитания в наши дни становится одной из ключевых в педагогической науке и практике. Это происходит на фоне постепенного изменения отношения к культурному наследию исторической России. Одним из структурных компонентов нового поколения ФГОС является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Как компромисс различных образовательных запросов сформулирована обновленная цель образования «формирование духовно-нравственной личности» (ст. 9, 14 Закона РФ «Об образовании», 2007)
Публикация «Как воспитать маленького патриота» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Отвечая на запросы семьи, общества и государства образование обращается к духовно-нравственным культурным традициям народов, входящих в РФ, постепенно вводя их в содержание общего образования.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя лучше сочетается с данной тематикой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры Урала на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков.
Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.
В своем учебно-тематическом плане НОД с детьми мы проходим темы: «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором я живу»; «Хозяева и хозяюшки». «Зачем нужна вода?»; "Если бы не было воздуха" «Мир - наш дом»; "Умеем ли мы видеть"; «Жизнь человека»; «Времена года – весна, лето, осень, зима»;
НОД данного блока открывают детям путь к нравственно-семейной стороне познания окружающего мира, обращается внимание детей на его богатство, красоту и разнообразие, дети учатся видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения. Это способствует развитию творческой личности ребенка.
В детском саду у нас проходят тематические вечера совместно с родителями: «Добрые слова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Конкурс чтецов», «составления рассказов на различные темы: мой любимый детский сад, почему я люблю свой город, мои родители самые лучшие»…
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
В патриотическом воспитании детей ориентиром в моей педагогической деятельности является детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Вызываю интерес у детей и положительно воздействую на их эмоции, развиваю их фантазию, любознательность и творчество, формирую способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, приобщаю родителей в разработке проектов, подготовке и проведении инсценировок.
Открываю ребенку доступ к культуре своего и других народов через сюжетно-ролевую игру, знакомя его с особенностями повседневного быта их сверстников, обычаев, традиций, детским фольклором, играми, традициями проведения праздников.
Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д.
Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.