Департамент труда и социальной защиты
Как выстроить режим дня ребенка с ментальными нарушениями: мнение московского специалиста
▼ Скачать + Заказать документы
Как выстроить режим дня ребенка с ментальными нарушениями: мнение московского специалиста
2243370-11
Дети с ментальными нарушениями нуждаются в создании специальных условий и особом режиме. У них наступает быстрая утомляемость, долгая несменяемость видов деятельности вызывает эмоциональную напряженность. Им свойственны возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, заторможенность длительных волевых усилий. Одно из условий их успешного развития – продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим. О том, как выстроить режим дня ребенку с ментальными нарушениями, рассказала руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения детей Центра «Дом Детей» Татьяна Кочеткова.
Публикация «Как выстроить режим дня ребенка с ментальными нарушениями: мнение московского специалиста» размещена в разделах
«Выделяют 6 основных компонентов режима: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулки, образовательная (учебная) деятельность, игровая деятельность и отдых, приемы пищи и личная гигиена», – объясняет Татьяна Кочеткова.
Сон – это отдых, он способствует восстановлению всех функциональных систем организма, в первую очередь клеток коры головного мозга.
Питание должно быть сбалансированным с самого раннего детства. Упор делается на каши и овощи, фрукты. Мучное, сладкое, газированные напитки нужно употреблять по минимуму. Перекусы обязательно должны быть полезными и могут состоять из орешков, фруктов, хлебцев. Если же аппетит у ребенка плохой, то это говорит о том, что он мало гуляет и у него снижена активность, или же он ест между приемами пищи.
Игра и отдых по собственному выбору создают у детей положительные эмоции и сглаживание различных изменений в организме, которые спровоцированы отрицательными эмоциями.
В режиме важно выделить время на утренний и вечерний туалет. Проводить это нужно в спокойной обстановке и неторопливо.
Устанавливайте учебную нагрузку для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических возможностей. В режиме дня учитывайте особенности учебных и коррекционных занятий, приема пищи, дневного сна, физического воспитания. В первой половине дня целесообразно организовать урочную деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Четкий, последовательный, привычный и щадящий режим дня прежде всего облегчает работу взрослого, а также приучает детей к определенному ритму жизни, создает бодрое и ровное настроение. Это сохраняет, экономит, восстанавливает нервные силы организма детей с ОВЗ ограниченными возможностями здоровья.
Охранительный режим – что это
Режим дня выполняется и носит последовательный, постоянный и постепенный характер. Он соответствует возрастным психофизиологическим особенностям и планируется с учетом теплого и холодного времени года.
«Учитывая, что дети с нарушением интеллекта имеют слабую центральную нервную систему, не выносят сильных раздражителей, легко переутомляются, нужно организовывать такой режим, который был бы и охранительным. Охранительный педагогический режим – это четкий, деловой, спокойный и привычный для ребенка режим дня, тщательное планирование всех мероприятий. Он реализуется через сокращение времени занятий и построение их с введением физкультминуток, динамических пауз, перерывов, прогулок на свежем воздухе», – рассказывает специалист.
При возникновении вопросов в воспитании детей родители всегда могут обратиться к специалистам столичных семейных центров за поддержкой.