Елена Скатькова
Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка №1
«Переложи игрушки» Цель : развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений пальцев. Задача : заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукойДидактический материал : прозрачный сосуд, мелкие предметы (пуговицы, фишки) Содержание : Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. Методы, приемы : объяснение, показ Варианты использования : Может проводиться коллективно.
Публикация «Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Темочки
Карточка №2
«Выгладим платочки для мамы»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : разгладить лист бумаги
Дидактический материал : листок бумаги
Содержание : Перед каждым ребенком – скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым.
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : Разглаживать лист бумаги, пользуясь одной рукой. Игра может проводиться индивидуально.
Карточка №3
«Пальчики»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом
Дидактический материал :
Содержание:
Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий в дом несёт,
Четвёртый высыпает,
Самый маленький- шалун
Все, все, все съедает. (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца)
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : Сгибать пальцы на двух руках одновременно. Так же можно начинать сгибать пальцы с мизинца.
Карточка №4
Пальчиковая игра «Дом и ворота»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : сгибать пальцы в фигуры в соответствии с текстом
Дидактический материал :
Содержание :
На поляне дом стоит. Фигура «Дом»
Ну, а к дому путь закрыт. Фигура «Ворота»
Мы ворота открываем, Фигура «Ворота» открываются
В этот домик приглашаем Фигура «Дом»
Методы, приемы : объяснение, показ
Карточка №5
Пальчиковая игра «Дождик»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: выполнять движение пальцами в соответствии с текстом
Дидактический материал :
Содержание:
Дождик, дождик, поливай-
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.
Методы, приемы: объяснение, показ
Карточка №6
«Погремушка»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь.
Дидактический материал : пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке
Содержание : Левой рукой ребенок держит бутылку, а правой рукой (щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) берет по одной фасоли и опускает ее в бутылку. В конце закрыть бутылку крышкой и погреметь получившейся погремушкой.
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : Держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие камушки.
Карточка №7
«Волшебная бумага»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : развитие силы рук
Дидактический материал : лист бумаги или салфетка
Содержание : Ребенку дается лист бумаги или салфетка и предлагается ее смять. Получившийся «шарик» можно бросать в корзину с расстояния.
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.
Карточка №8
Маты для выкладывания
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : выложить мелкие предметы на нарисованный узор
Дидактический материал : картинка - мат, мелкие предметы для выкладывания в тарелочке (камушки, помпоны, пластилин, тесто, ракушки и т. п.)
Содержание : Ребенку предлагается картинка - мат, на которой изображен узор. Необходимо выложить мелкие предметом так, чтобы получился узор.
Методы, приемы : объяснение, показ
Карточка №9
«Дорожка»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : посыпать «дорожку» манкой или пшеном
Дидактический материал : листы бумаги, крупа (манка или пшено)
Содержание : Сделать на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с обеих сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальцами и стараться не просыпать за края дорожки.
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять (зигзаги, волны)
Карточка №10
«Волшебная ложечка»
Цель : развитие мелкой моторики руки
Задача : переложить всю крупу в пустую чашку
Дидактический материал : ложка, поднос, 2 чашки, крупа
Содержание : Поставить на поднос 2 чашки : слева чашку с крупой, справа – пустую. Двигая рукой ребенка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача : пересыпать всю крупу в пустую чашку.
Методы, приемы : объяснение, показ
Варианты использования : Ребенок может выполнять движения самостоятельно. В начале можно дать большую ложку, затем чайную.
Карточка №11
«Разноцветные прищепки»
Цель : развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.
Оборудование : 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.). Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.
Ход игры : У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.
Карточка №12
«Найди сюрприз»
Цель игры : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.
Оборудование : Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.
Ход игры : Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.
Карточка №13
«Собери все камешки»
Цель игры : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению,
развитие внимания.
Оборудование : Камешки,песок, таз.
Ход игры : Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка) .
Карточка №14
«Путешествие пальцев»
Цель : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению,
развитие внимания.
Оборудование : «сухой бассейн», игрушки.
Ход игры : ребенок опускает ручки в бассейн и ищет спрятанные в крышках игрушки.
Карточка №15
Дидактическая игра "Спаси мышку".
Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.
Оборудование : домики вырезанные из разных цветов бумаги, в дверях которых изображены мышки.
Ход игры : ребенок должен найти дверь нужного цвета (имеющий такой же цвет как дом) и закрыть ею вход в дом.
Карточка №16
"Найди цветок для бабочки".
Цель : учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".
Оборудование : цветочки и бабочки вырезанные в паре из одной бумаги.
Ход игры : ребенок должен найти для бабочки цветок такого же цвета, что и она.
Карточка №17
Игра с цветными шариками.
Цель : учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".
Оборудование :
1) тесто, скатанное в шарики, закрашенное медовыми красками и покрытое лаком;
2) емкость, вырезанная из 2-литровой бутылки и закрашенная в тот или иной цвет.
Ход игры : ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.
Карточка №18
"Весёлые шарики".
Цель : научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев.
Оборудование : обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью "экстра", пшеном.
Ход игры : ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно- кинестетическое ощущение.
Карточка №19
«Сухой аквариум.»
Цель : сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование : набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.
Ход игры : дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку.
Карточка №20
«Фруктовые бусы»
Цель : развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.
Оборудование : фруктовые бусы разных цветов и разноцветные нити.
Ход игры : дети нанизывают бусы на нить, тем самым изучая цвет и классификацию фруктов.