МААМ-картинки

Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у дошкольников

Андреева Ульяна Анатольевна
Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у дошкольников

Я возьму тебя в космический полет.

Цель: Учить ребенка называть разные «кусочки времени» (временные эталоны, ввести в активный словарь детей названия временных эталонов.

Игровое действие:занять места в ракете

Игровое правило: в ракету садится тот, кто назвал «кусочек времени»

Описание:

Воспитатель: Я возьму тебя в космический полет, если ты назовешь кусочек времени.

Дети (по очереди):Весна. Час. Минута. День. Вечер. Месяц. Неделя. и т. д.

Назови соседей.

Публикация «Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у дошкольников» размещена в разделах

Цель: формировать осознание последовательности временных отрезков одного звена системы временных эталонов. Закрепить умение определять по моделям временные отрезки, стоящие перед или следующие за называемым. Ввести в активный словарь детей названия времен года (ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т. д., названия исторических эпох.

Игровое действие: выстроить цепочку из трех карточек.

Игровое правило: первое звено цепочки – то, что было до заданного ведущим, последнее - то, что будет после.

Материалы: карточки-символы «кусочков времени».

Описание: ведущий объявляет «кусочек времени», ребенок называет предыдущий и последующий «кусочек», подбирает карточки и выстраивает цепочку.

Например: Соседи утра – цепочка из карточек ночь, утро, полдень.

Соседи ранней весны – цепочка из карточек конец зимы, ранняя весна, середина весны.

Соседи исторического времени «средние века» – цепочка из карточек древний мир, средние века, новое время.

Путаница.

Цель: формировать осознание последовательности и однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов. Продолжать вводить в активный словарь детей названия времен года (ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т. д., названия исторических эпох.

Игровое действие: расставить карточки по порядку

Игровое правило: составлять цепочку карточек в соответствии с последовательностью смены временных отрезков.

Материалы: карточки с изображением времен года, частей суток, исторических эпох.

Описание: ведущий расставляет карточки с изображением или схемой единиц временных эталонов (например, времена года, намеренно допуская ошибки. Дети исправляют ошибки, восстанавливая порядок.

Что лишнее.

Цель: овладение детьми качественной характеристикой временных эталонов. Умение выделять кусочки времени одного звена системы временных эталонов, обосновывать свой выбор в развернутом самостоятельном высказывании. Побуждение детей к использованию предложений со сложноподчиненной связью.

Игровое действие: ребенок, правильно выполнивший задание, становится ведущим.

Игровое правило: в перечне временных эталонов должен быть только один лишний кусочек времени.

Описание: ведущий называет кусочки времени какого-либо звена системы временных эталонов, включая один кусочек из другого звена. Задача детей найти лишнее.

Например:

Ведущий: ночь, день, апрель, утро, полдень.

Ребенок: апрель, потому что это название месяца, а все остальные «кусочки времени» – названия частей суток.

Волшебное кольцо (Луллия).

Цель: овладение детьми качественной характеристикой временных эталонов. Умение выделять кусочки времени одного звена системы временных эталонов. Побуждение детей к самостоятельным рассуждениям.

Игровое действие: вращение волшебных кругов.

Игровое правило: собирать в сектор изображения единиц времени только одного звена временных эталонов.

Материалы: кольца Луллия представляют собой следующую конструкцию. Вырежьте из картона три круга диаметрами 90, 60, 30 см. (размеры взяты произвольно). Из прозрачной пленки вырежьте еще три таких же круга. Наложите прозрачный круг на соответствующий круг из картона и прошейте их стежками по радиусам, разделив на семь секторов. Из цветного картона вырежьте угол равный углу сектора. Ширина лучей угла – 1 см. Длина лучей равна радиусу большого круга. Готовые круги оденьте на общую ось в виде пирамиды, сверху разместите угол. Закрепите конструкцию таким образом, чтобы круги и угол вращались вокруг общей оси. Карточки-символы «кусочков времени».

Описание: воспитатель размещает в ячейки каждого из трех кругов карточки с изображением символов «кусочков времени» и предлагает детям собрать в домик (сектор) единицы времени одного звена временных эталонов.

Например: собери «кусочки» часового времени (час, минута, секунда, календарного времени (сутки, месяц, год) и т. д.

Поезд времени.

Цель: учить детей выстраивать линию развития объекта в пределах его жизни и исторического развития, развивать связанную речь: умение называть временной отрезок своего вагончика и обосновывать его местоположение в поезде. активизировать выражения: потом, до, после того как.

Игровое действие: построить поезд времени

Игровое правило: вагончики выстраиваются в соответствии с этапами развития объекта, начиная с его рождения

Материалы: ведущий готовит до 12 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (жизнь человека, состояние природных объектов в разные времена года, историческое развитие объектов рукотворного мира и т. д.).

Описание: карточки раздаются играющим. Дети-вагончики выстраивают поезд времени.

Примечание: игра может идти со всей группой командами. У каждой команды свой набор карточек. Каждая команда старается быстрее построить свой поезд времени и продемонстрировать его противнику.

Определи отношение.

Цель: учить количественной характеристике временных эталонов. Учить сравнивать отрезки времени между собой, используя количественные характеристики: больше – меньше, раньше – позже, длиннее – короче.

Игровое действие: передача кубика (хода) следующему игроку после правильного выполнения задания.

Игровое правило: из предложенных карточек-символов «кусочков времени» подобрать символы заданного отрезка времени и его соседей, расставить карточки по порядку.

Материалы: карточки-символы «кусочков времени».

Описание: воспитатель задает вопросы, например: Как месяц (зима, утро, минута и т. д.) относится к своим соседям?

Дети (отвечают и выстраивают цепочку): Месяц больше недели, но меньше года (неделя – месяц – год).

Утро позже ночи, но раньше полдня (ночь – утро – полдень)

Минута длиннее секунды, но короче часа (секунда – минута – час)

Больше - меньше по продолжительности.

Цель: овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой; формирование восприятия продолжительности отрезков времени; формирование умения выражать мысли краткой пояснительной речью.

Игровое действие: передача кубика (хода) следующему игроку после правильного выполнения задания.

Игровое правило: выбор соответствующего знака между карточками.

Материалы: карточки-символы «кусочков времени», карточки-знаки

>, <, =.

Описание: между двумя карточками с символами кусочков времени, предложенными ведущим, дети помещают знак <, >,=.

Например: Неделя < месяц, 7 месяцев < год, 7 суток = неделя и т. д.

Примечание: игру можно проводить в форме эстафеты между двумя командами. В таком случае потребуется 2 комплекта карточек.

Найди пару.

Цель: осознание зависимости между временными эталонами разных звеньев (месяцев года и времен года). Расширение запаса слов обозначающих времена года: ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т. п.

Игровое действие: бросание и ловля мяча.

Игровое правило: отвечает ребенок, получивший мяч от воспитателя. После ответа он бросает мяч снова воспитателю или ведущему.

Описание: ведущий называет месяц, ребенок ищет пару среди времен года. Или наоборот.

Например: Январь - середина зимы, ранняя весна - март

Раз, два, три ко мне беги.

Цель: овладение знаниями об историческом времени. Учить узнавать историческую эпоху по изображению предметов и сюжетным картинкам. Учить доказательной речи.

Игровое действие: прибежать к ведущему.

Игровое правило: к ведущему подбегают только те дети, у кого есть карточка названной эпохи

Материалы: карточки и сюжетные картинки с изображением исторической эпохи

Описание: детям раздаются карточки, соответствующие разным эпохам. Воспитатель приглашает к себе детей, имеющих карточки какой-то одной эпохи.

Например: 1,2,3 – у кого изображение древнего мира ко мне беги.

Что лишнее.

Цель: Закрепить умение выделять причинно-следственные связи событий, а также умение видеть изменения предметов в их историческом развитии. Развивать логическое мышление, связную речь.

Игровое действие: убрать из набора картинок лишнюю.

Игровое правило: лишняя картинка должна быть только одна.

Материалы: набор картинок с изображением предметов, принадлежащих к разным историческим эпохам.

Описание: из набора картинок убрать лишнюю, не соответствующую заданной эпохе.

Например: даны картинки с изображением предметов древнего мира: кольчуга, копье, соха, печатная книга.

Ребенок: лишняя книга, потому что печатные книги появились в средние века.

Историческая мозаика.

Цель: закреплять умение находить признаки исторической эпохи. Развивать комбинаторное и пространственное мышление. Совершенствовать умение составлять рассказ по картинке.

Игровое действие: собрать картинку мозаику.

Материалы: сюжетные картинки, изображающие разные исторические эпохи.

Описание: ребенку предлагается собрать разрезанную на части сюжетную картинку. Затем, используя метод эмпатии, предложить ему войти в исторический образ и составить рассказ.

История моды.

Цель: закрепить знания об историческом развитии человека на примере изменения моды в одежде. Развивать умение строить сложноподчиненные предложения. Развивать умение фантазировать, входить в образ.

Игровое действие: одеть куклу в костюм

Материалы: бумажные куклы и комплект костюмов к ним разных исторических эпох.

Описание:

а) Используя готовые бумажные куклы и комплект костюмов предложить ребенку войти в какой-либо исторический образ, рассказать о быте, манере одеваться.

б) Создать ателье исторической моды. Предложить нарисовать наряды для разных эпох, для различных случаев жизни.

Наряди корабль.

Цель: закреплять умение подбирать объекты, относящиеся к заданной исторической эпохе. Учить использовать в речи описания объектов, выделяя существенные признаки. Помочь усвоить значения слов, обозначающих названия предметов снаряжения морских кораблей.

Игровое действие:сгруппировать вокруг корабля карточки, соответствующие заданной эпохе.

Игровые правила: выбрав карточку и объяснив свой выбор ребенок передает свой ход другому игроку.

Материалы: большие карточки с изображением кораблей разных эпох (древнегреческие суда, русские ладьи, парусные суда средних веков, пароходы, теплоходы). Маленькие карточки с изображением различного снаряжения (канаты, пушки, пороховые бочки, пушечные ядра, компас, паруса, сундуки и т. д).

Описание: из набора карточек с различными предметами снаряжения морских кораблей выбрать те, которые подойдут для снаряжения корабля заданной эпохи, объяснить свой выбор.

Лавка древностей.

Цель: систематизировать знания об исторических эпохах, памятниках культуры. Развивать логическое мышление. Стимулировать к созданию связанного рассказа об исторической эпохе, о том какие жилища строили люди, как одевались, какими орудиями пользовались и т. д. учить составлять сложноподчиненные предложения.

Игровое действие: выбрать нужную карточку из предложенных.

Игровое правило: карточка должна соответствовать заданной эпохе.

Описание:

а) Ведущий делает покупки (показывает карточку) в лавке древностей. Дети определяют, из какой эпохи эти предметы

б) Дети получают задание приобрести предметы определенной эпохи.

Рассеянный путешественник.

Цель: закреплять знания об историческом развитии человека, о последовательной смене исторических эпох. Развивать связную речь. Побуждать самостоятельно составлять рассказ о путешественнике, который побывал в прошлом. Закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения. Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательными местоимениями.

Игровое действие: оформление фотоальбома.

Игровое правило: расположить картинки-фотографии в хронологическом порядке.

Материалы: сюжетные картинки, отображающие разные исторические эпохи (первобытно-общинный строй, древнее время, средние века, новое время, современность).

Описание: путешественник во времени сделал очень много фотографий. Но он совершенно не знал истории. Расставь в правильном порядке сделанные им фотографии.

Данетка.

Цель: закрепление знаний о временных эталонах астрономического, доисторического и исторического времени. Осознание зависимости между единицами времени. Овладение качественной и количественной характеристикой временных эталонов.

Игровое действие: задавать вопросы.

Игровое правило: ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет».

Описание: с помощью наводящих вопросов дети угадывают загаданный «кусочек времени».

Алгоритм угадывания «кусочка времени»

Например, загадан «год».

1-ая группа вопросов:

Это историческое время? – нет

Это доисторическое время? – нет

Это астрономическое время? – да

2-ая группа вопросов:

Это часовое время? – нет

Это суточное время? – нет

Это природное время? – нет

Это календарное время? – да

3-я группа вопросов:

Это меньше месяца? – нет

Это больше месяца? – да

Это больше века? – нет

Это больше месяца, но меньше века? – да

Это год? – да

Примечание: понять алгоритм временной «Данетки» помогут модели времени.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для дошкольников Игра «Корова с теленком» Цель: учить соотносить имена числительные «один», «два» с соответствующим количеством предметов; использовать.

Картотека дидактических игр для детей 4–6 лет по формированию элементарных математических представлений «Веселая геометрия» Речевые игры: 1.«Что бывает такой формы?» Цель: учить различать фигуры, развивать мышление. Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста в подготовительной группе Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста (подготовительная группа) 1. Природная.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста Дидактические игры экологического содержания.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Багатова Аида Шарабдиновна МБДОУ «Детский сад №18.

Картотека дидактических игр по математике для дошкольников Картотека дидактических игр по математике для дошкольников "Опиши узор" Цель: тренировка ориентирования в пространстве, совершенствование.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ (развивающая игра) Материалы:.

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у дошкольников
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 21:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД