МААМ-картинки

Картотека дидактических игр по обучению детей грамоте

Людмила Козлова
Картотека дидактических игр по обучению детей грамоте

КАРТОЧКА №1

Кто больше?

1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале, в середине, в конце слова. (Август, астра, аист, банка, собака, плавать, доска, сестра, голова)

2. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а]. (Январь, февраль, март, апрель, май, август, декабрь)

3. Отгадайте, почему Айболит назван Айболитом! (Когда что – то болит, говорят: «Ай, болит!») Каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в названии которых есть звук [а].

КАРТОЧКА №2

Доскажи словечко.

Есть одна игра для вас,

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Публикация «Картотека дидактических игр по обучению детей грамоте» размещена в разделах

Хором дружно добавляйте.

Чтоб тебя я повез, Яростно река ревет

Мне не нужен овес. И разламывает лед.

Накорми меня бензином, В домик свой скворец вернулся,

На копытца дай резины, И в лесу медведь проснулся.

И тогда, поднявши пыль, В небе жаворонка трель.

Побежит…автомобиль. Кто же к нам пришел?. Апрель

Всех на свете он добрей, Буквы – значки, как бойцы на парад,

Лечит он больных зверей, В строгом порядке построены в ряд.

И однажды бегемота Каждый в условленно месте стоит,

Вытащил он из болота. И называются все…алфавит.

Он известен, знаменит.

Это доктор…Айболит.

КАРТОЧКА № 3

Два колодца.

На доске – изображения двух колодцев и ведер с буквами А и У. Надо выбрать ведро, чтобы буква, написанная на нем, подошла к тем, которые есть на срубе колодца. Должно получится по четыре разных слова: бак, рак, мак, лак; бук. Лук, сук, жук.

КАРТОЧКА № 4

Сочиняем сказку.

Зайка

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки)

Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей – зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка, матрешка и т. д.)

Зайчата были рады!

КАРТОЧКА № 5

Анаграммы.

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке:

АТЛАС – САЛАТ

АКТ – ТАК

АДРЕС – СРЕДА

АРФА – ФАРА

АРМИЯ – МАРИЯ и др.

КАРТОЧКА № 6

Рассыпанные слоги.

Это было в воскресенье у слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились, в хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись, что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять, помоги гостей собрать.

АН – ЛО – ТИ – ПА – ДИ – КО – ДИЛ,

КО – КРО – ШИМ – ЗЕ – ПАН – КО – РИЛ,

НА – МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – И – ГИ,

МУР – ГО – ЛА – ЛЕ – БРА – БРАЗ – ЖИ!

К слону пришли: антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.

КАРТОЧКА № 7

Лесные музыканты.

Запомните слова со звуком [б], которые встретятся вам в сказке.

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под березой и ну лупить: бум! Бум! Бум!

Подошел барсук с баяном:

- Можно с тобой вместе поиграть?

- Конечно, можно! – обрадовался баран.

Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались.

- Нельзя ли потише! – просят звери.

А музыканты еще громче заиграли.

Тут вышла белочка:

- Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали по лесу ходить и со всех бублики да баранки требовать.

- Если не принесете, - грозят, - как заиграем – вам же хуже будет.

Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли к бегемоту и давай играть да орать!

«Ну, - думают, - наедимся сейчас бубликов!»

А у бегемота шкура толстая.

- Бис, - бурчит, - браво, браво! Бейте громче, ребята.

Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили свои инструменты, и с тех пор в лесу тишина…

Г. Юдин

КАРТОЧКА № 8

Звук заблудился.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей – то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла буква – озорница,

Очень странные дела начали твориться.

Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква?

Жучка будку (булку) не доела:

Неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета (билета,

Заплатил он штраф за это.

На остров налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

КАРТОЧКА № 9

Слоговое лото.

1. Вспомните и назовите имя сказочного персонажа, которое начинается со слога БУ. (Буратино)

2. Составьте слова со слогами: БА, БО, БУ, БЫ, БИН, КИ, ТЫ, ГА, ТЫ, КИ, МА. (баки, боты, бумага, бинты, быки)

КАРТОЧКА № 10

Путаница

В словах рассыпались и перепутались все буквы. Восстановите слова:

БРУСКА, ВЮРДЛЕБ, АБЛЕК, БЕРЗА, ПАШАК, КАМАЙ, ФОТАК

Барсук, верблюд, белка, зебра, шапка, майка, кофта.

КАРТОЧКА № 11

Генерал Гена.

Запомните слова со звуком [г], которые встретятся вам в сказке.

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.

Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!

Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как загалдят:

- Это ты – то генерал? А где твоя сабля?

- А вот же, под крылом, - говорит Гена.

- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь.

- Эх вы, глупенькие,- грустно сказал Гена. – нет у вас фантазии.

Г. Юдин

КАРТОЧКА № 12

Доскажи предложение.

Машина стоит в…гараже.

Мама купила сочные, сладкие…груши.

Под березой нашли крепкий…гриб.

Папа любит читать…газеты.

На дереве сидел черный…грач.

Гриша любит забивать…гвозди.

КАРТОЧКА № 13

Наборщик

Если взять большое слово, вынуть буквы,

Раз, два, а потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

1. Из слова ГРАМОТЕЙ составьте слова. (герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема)

2. Из слова ГОСУДАРСТВО составьте слова. (год, город, град, оса, сода, сорт, сало, сор, сосуд, суд, удар, удав, трос, ус, дрова, дорога, род, рот, рост, рота, враг, вор, вода)

КАРТОЧКА № 14

Путаница

В словах рассыпались и перепутались все буквы. Восстановите слова:

ИБКУИК, АМЁКТШРА, ИГИШКУР, ЧШААК, АЛАКТРЕ, СОПУАД, АМИНАШ, ВАСУБОТ, ТНАРСТОРП, БОБАЧАК, ТСЕРОКАЗ, АНЕСОКЕЫМ.

Кубики, матрешка, игрушки, чашка, тарелка, посуда, машина, автобус, транспорт, бабочка, стрекоза, насекомые.

КАРТОЧКА № 15

Логарифмы.

Логорифмы – загаданное слово отгадывается путем прибавления или отбрасывания буквы (звука)

В каждом слове зачеркни одну букву, чтобы получилось новое слово.

ГРОЗА – РОЗА, ШУТКА – УТКА, КРОШКИ – РОШКИ, ШАРФ – ШАР, ЭКРАН – КРАН, КОСЫ – ОСЫ, ЛА ПА – ЛАМПА, ИГРЫ – ТИГРЫ, КОРЬ – ЯКОРЬ, ВОЛ - ВОЛК, С ОН – СЛОН, АРКИ – МАРКИ.

КАРТОЧКА № 16

Метаграммы.

Метаграммы – загаданное слово узнается с помощью замены одной буквы другой.

Замени первую букву в слове так, чтобы получилось новое слово.

ЖИЛЕТ - ИЛЕТ, САНКИ - АНКИ, ТОЧКА - ОЧКА, ВРАЧ - РАЧ, ЗВЕРЬ - ВЕРЬ, ЗУБ - УБ, КОМ - ОМ, ФИШКИ - ИШКИ, ЛУК - УК, ДОЧКА - ОЧКА, МАЙКА - АЙКА.

КАРТОЧКА № 17

Анаграммы.

Анаграммы – разгадываются путем перестановки букв в словах.

Переставь букв так, чтоб получилось другое слово.

КУЛАК – кукла, КАМЫШ – мышка, КАРЕТА – ракета, НАСОС – сосна, ФАРШ – шарф, КАБАН – банка, МОДА – дома, КОРМА – комар, МОШКАРА – ромашка, ВАЛИК – вилка, РОПОТ – топор, КАБАН – банка.

КАРТОЧКА № 18

Грамматическая арифметика.

Составь слова, используя знаки.

Т + ИГРЫ = тигры, ЛАК – К + М + ПА = лампа

КР – Р + ОШКИ = кошки, УМ – М + ЛИТ + КА =улитка

БАРАН – Н + БАН = барабан, БЕМ – М + Л +КА = белка

МЫ – Ы + И + ШКА = мишка, АРК – К + БУК – К + З = арбуз

КР – Р + О + РОВА = корова, ВЕС – С + РБ + ЛЮД = верблюд

ШК – К + А + РФ= шарф, СНЕП – П + ГОР – Р + ВИК = снеговик

КАРТОЧКА № 19

Слова.

Составь как можно слов из написанных (использовать можно только буквы, которые есть в них).

ЖАВОРОНОК (ворона, кожа, кран, рак, корона, кора, нож, ров, корова, жар).

ИГРУШКА (игра, рука, груша, круг, шар, шарик, уши, рак, шаг)

КАРТОФЕЛЬ (кофта, ель, кафель, кот, рот, крот, лето, торф, рак, так)

САМОЛЁТ (масло, сало, сом, смола, стол, мост)

ТРАНСПОРТ (торс, рот, нос, спорт, порт, трос, спор, торт, сон, рост, тост)

ГАСТРОНОМ (астроном, гном, сон, трос, матрос, мост, трон, нора, рост, нога).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди звук» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Найди звук» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Стародумова Т. И. Цель: Создание условий для формирования представлений о звуковом составе слова. Задачи: - Совершенствовать умение.

Технологическая карта совместной деятельности учителя-логопеда и детей по обучению грамоте «Звук А» Цели: 1. Познакомить детей с понятием «гласный звук». Учить выделять гласный звук «А» из ряда звуков, в начале слова (под ударением: Аист,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по обучению детей грамоте
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 10:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД