Олеся Шахова
Картотека дидактических игр в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактическая игра «Подбери петушку пёрышко»
Цель: Научить детей различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий,
Материал: перышки зелёного, желтого, красного и синего цвета.
Участники: дети, воспитатель.
Ход игры:
На магнитной доске располагается красивый петушок, но у него нет хвоста. Рядом на столике лежат перья основных цветов: красное, жёлтое, зелёное, синее.
Публикация «Картотека дидактических игр в первой младшей группе» размещена в разделах
Воспитатель показывает детям изображение петуха с ярким пышным хвостом. Поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красивый хвост и просит малышей подарить ему пё рышки: красное, зелёное, синее, жёлтое (показывает).
"Вначале пёрышко подарю я, - говорит воспитатель. - Петушок, какое пёрышко тебе подарить?"
"Красное" - говорит петушок.
Воспитатель находит красное пёрышко.
"Пусть Яся подарит мне синие пёрышко", - просит петушок.
Если ребёнок ошибается, петушок кукарекает: "Ку-ка-ре-ку! Хочу другое перо. Хочу перо синие!"(так продолжается до конца игры)
В заключение дети любуется красивым петушиным хвостом.
"Красивый теперь у меня хвост!" - говорит петушок. "Очень-очень красивый!" - подтверждают дети и воспитатель.
"Петушок доволен, - говорит воспитатель, - послушайте про него стихотворение:
"Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: "Здравствуй!"
На ногах его сапожки,
На ушах висят серёжки,
На головке - гребешок,
Вот какой он, петушок!"
(Г. Бойко. «Петух»)
3. Дидактическая игра "Собери картинку"
Цель: способствовать формированию у детей умению собирать целое изображение из отдельных кусочков, определять основные цвета предметов.
Материал: картинки игрушек разрезанные пополам и целые (образцы).
Участники: дети, воспитатель.
Ход игры:
Воспитатель перед ребенком раскладывает разрезанные изображения игрушек.
- Ребята, кукла Оля нам сегодня принесла картинки игрушек. Но вот по дороге с картинками приключилась беда. Мальчик по имени Кирилл отобрал картинки у куклы Оли и разрезал их на две половинки. Кукла Оля сильно расстроена, плачет и просит вас ей помочь.
- Поможем ей (Да)
- Давайте соберем картинки.
(Дети собирают картинки, сравнивают их с образцом. Затем называют игрушки, которые изображены на картинках и называют цвета)
4. Дидактическая игра «Овощи»
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
Материал: «волшебный мешочек», овощи (огурец, помидор, капуста, морковь, перец-зелёный и жёлтый)
Участники: дети, воспитатель.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по очереди достать из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Второй вариант игры, предложить детям, не глядя в мешочек, найти то, что скажет воспитатель. Поочередно играют все дети.
5. Дидактическая игра «Бабочки»
Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный, развивать мелкую моторику рук.
Материал: изображение поляны с цветочками (красного, синего, зеленого и желтого цвета, бабочки (красного, синего, зеленого и желтого цвета)
Участники: дети 2-3 лет (4 человека, воспитатель.
Ход игры:
У каждого ребенка по бабочке.
Воспитатель просит детей спрятать бабочек, и объясняет как это сделать (надо посадить бабочку на цветок такого же цвета). Воспитатель спрашивает малышей: «Куда ты посадил бабочку?» (На красный цветок);
Затем воспитатель просит посадить бабочек под цветочки. Красную бабочку под красный цветочек, синюю бабочку под синий цветочек и т. д. «Куда посадил желтую бабочку?» (под желтый цветочек)
Если ребенок не может ответить на вопросы, воспитатель проговаривает ответ сам.
6. Дидактическая игра «Строим башенку»
Цель: закреплять знание красного цвета, учить ставить один кубик на другой.
Материал: кубики одного из основных цветов.
Участники: дети, воспитатель.
Ход игры
Входит педагог, держит в руках красивую коробку с кубиками и предлагает угадать, что в ней (Предположения ребенка). Загадывает загадку:
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья,
Очень они разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться. (Кубики)
Предлагается посмотреть, что в коробке: (Кубики)
- Посмотри, какие красивые кубики.
- Какого они цвета?
- Что из них можно построить? (Предположения ребенка).
- Давайте построим башенку из наших кубиков.
Дети строят башенки. Обращаем внимание детей на то, что нужно строить аккуратно.
(Вариант такой игры – брать на каждое занятие по конструированию кубики определенного цвета, чтобы дети постепенно запоминали все основные цвета).
Игра 7. «Разложи фигурки по домикам»
Цель: познакомить геометрическими фигурами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.
Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».
Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам» : «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.
Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
7. Дидактическая игра «Разноцветные ведёрки»
Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный, развивать мелкую моторику рук.
Материал: ведёрки четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого, красное яблоко.
Участники: дети 2-3 лет (4 человека, воспитатель.
Ход игры:
-Какие ведёрки стоят на столе? (красное, зелёное, синее и жёлтое)
Сейчас вы зажмурите глаза, а я уберу одно ведро. Вы должны угадать, какого ведёрка не стало.
Ответить надо так: «Не стало красного ведёрка» (упражнение повторить 4-5 раз).
-Воспитатель прячет красное яблоко в одно ведёрко. Вы должны внимательно смотреть и заметить, в какое ведёрко я спрячу красное яблоко. Рассказать об этом надо так: «участник спрятал красное яблоко в зеленое ведёрко. Затем другой участник прячет яблоки в разные ведёрки. Дети составляют предложения о его действиях.
Игра 8. «Пляшущие тени»
Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.
Ход игры: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.
Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.
9. Дидактическая игра «Подбери кукле чашку»
Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный, развивать мелкую моторику рук.
Материал: куклы четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого, кружки тех же цветов.
Участники: дети 2-3 лет (4 человека, воспитатель.
Ход игры:
Воспитатель показывает кукол и рассказывает, что куклы перепутали чашки. Поэтому просят детей помочь им. Для этого каждый ребёнок выбирает себе куклу и путём выбора кружки из четырёх предложенных цветов выбирает нужную кружку под цвет платья куклы.
Дети выполняют задание, педагог обращается индивидуально к каждому ребёнку
- какое платье у твоей куклы? (красное)
- какие ты кружку тебе нужно взять для куклы? (красную)
- а у твоей куклы, какое платье?
- значит ты какую кружку возьмешь? и т. д
И так с каждым ребёнком, на такие вопросы во время игры занятия уходит не более 2 мин., поэтому педагог постоянно должен вести диалог.
10. Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»
Цель: знакомить детей с четырьмя основными цветами, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.
Материалы: карточки с разными цветами, карточки с изображением предметов.
Участники: дети 2-3 лет (4 человека, воспитатель
Ход игры.
Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.
11. Дидактическая игра «Ёлочка»
Цель: формировать у детей умение различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий, развивать мелкую моторику рук.
Материал: ёлочки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета.
Участники: дети 2-3 лет (6 человек, воспитатель.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение:
Скоро-скоро Новый год -
Праздник к нам с тобой придёт.
Гости к нам уже спешат,
Чтоб порадовать ребят.
Кто-то из лесу спешит,
За окном уже шуршит. (Прислушиваются)
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью. (Ёлка.)
(Воспитатель показывает заготовку ёлочки)
- Какая красивая Ёлочка к нам пришла!
- Ребята, пока ёлочка шла к нам в гости, она потеряла иголочки. Давайте ей сделаем новые иголочки. Из чего мы можем сделать ей иголочки? (Варианты детей)
(Воспитатель достает ведерки с прищепками зелёного, желтого, красного и синего цвета).
- А что у меня в ведерках? (Прищепки)
- Давайте мы ей сделаем иголочки из прищепок.
- Какого цвета наша Ёлочка? (Зелёного)
- А какого цвета сделаем иголочки? (Зелёного)
(Дети выбирают ведерко с зелеными прищепками, если они ошибаются, то воспитатель их поправляет, затем они крепят прищепки на ёлочку)
Игра 12. "День и ночь"
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Ход игры:
Когда начнет темнеть, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет, и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, играть, танцевать. А когда я выключу свет, и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на коврик и будете отдыхать».
Дидактическая игра 13. " Из какой скорлупки этот цыпленок"
Цель: изучение основных цветов.
Участники: дети, воспитатель.
Оборудование: Скорлупки из бумаг, разных цветов, разрезанные пополам, цыплята.
Ход игры.
Ребята, посмотрите цыплята потеряли свои домики. Поможем им найти свои домики?
Дети подбирают скорлупки по цвету.