МААМ-картинки

Картотека дидактических игр по развитию речи «Мир сказок»

Виктория Богдан
Картотека дидактических игр по развитию речи «Мир сказок»

Дидактические игры по развитию речи по русским народным сказкам.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»

Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способ-ствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-картинками.

Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи „Мир сказок“» размещена в разделах

Задача: Пробуждать интерес и желание поиграть в сказку. Закрепить умение детей выстраивать последовательность героев по сказке «Колобок», понимать процесс взаимоотношения персонажей

Материал: Большие карточки-фоны формата А4 с изображением иллю-страции к сказке «Колобок». Картинки-модули с изображением героев сказ-ки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям (ребенку) карточки-фоны с изображением иллюстраций к русской народной сказке. Предлагает рассмотреть их, вспомнить название. Совместно с детьми проговаривается содержание сказки обращая внимание на картинки-модули с изображением героев сказки и их взаимоотношения. Затем воспитатель предоставляет возможность детям (ребенку) согласно сюжету, сопровождать рассказ русской народной сказки самостоятельными игровыми действиями, используя картинки-модули с изображением героев сказки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА»

Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способ-ствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-картинками.

Задача: Пробуждать интерес и желание поиграть в сказку. Закрепить умение детей выстраивать последовательность героев по сказке «Репка», по-нимать процесс взаимоотношения персонажей.

Материал: Карточка формата А 4 с изображением иллюстрации к рус-ской народной сказке. Картинки-модули с изображением героев сказки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям (ребенку) карточку с изображением иллюстрации к русской народной сказке. Предлагает рассмотреть ее, вспомнить название. Совместно с детьми проговаривается содержание сказки обращая внимание на картинки-модули с изображением героев сказки и их взаимоотношения. Затем воспитатель предоставляет возможность детям (ребенку) согласно сюжету, сопровождать рассказ русской народной сказки самостоятельными игровыми действиями, используя картинки-модули с изображением героев сказки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»

Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способ-ствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-картинками.

Задача: Пробуждать интерес и желание поиграть в сказку. Закрепить умение детей выстраивать последовательность героев по сказке «Колобок», понимать процесс взаимоотношения персонажей

Материал: Карточка формата А 4 с изображением иллюстрации к рус-ской народной сказке. Картинки-модули с изображением героев сказки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям (ребенку) карточку с изображением иллюстрации к русской народной сказке. Предлагает рассмотреть ее, вспомнить название. Совместно с детьми проговаривается содержание сказки обращая внимание на картинки-модули с изображением героев сказки и их взаимоотношения. Затем воспитатель предоставляет возможность детям (ребенку) согласно сюжету, сопровождать рассказ русской народной сказки самостоятельными игровыми действиями, используя картинки-модули с изображением героев сказки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ».

Цель: продолжать развивать умение составлять целое из 4-х частей, сравнивать конечный результат с образцом. Развивать память, внимание, мышление.

Материал: Карточки с изображением героев русских народных сказок (образцы); комплекты отдельных частей (4 части) по каждой из карточек.

Ход игры: Воспитатель предлагает (детям) ребенку собрать карточку (какого-либо сказочного героя) из отдельных частей по образцу. Самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого, дети (ребенок) собирают картинку, затем сравнивают ее с образцом. Называют какого

сказочного героя они собрали. Можно спросить детей из каких сказок герои, которых они собрали.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ФРАГМЕНТ!».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, память. Закреплять умение составлять целое из частей, сравнивать конечный результат с образцом.

Материал: карточки с изображением героев мультфильма «По дороге с облаками!» (образцы); комплекты недостающих частей по каждой из карто-чек.

Ход игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображениями ге-роев мультфильма, предлагает вспомнить название хорошо знакомого мультфильма. Воспитатель способствует возникновению у детей желания собрать изображения героев мультфильма из недостающих фрагментов, путем накладывания их на картинку.

Дидактические игры по развитию речи по сказкам Чу-ковского.

Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуков-ского. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушате-лей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию. Содействовать речевому развитию детей мы решили через игры, основанные на сказках Чуковского.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Узнай героя”

Цели:

• находить по словам-определениям героя;

самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характери-стике героев:

Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.

Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.

Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.

Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.

Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.

Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.

Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Все наоборот”

Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением

Больные – здоровые (зверята)

Злой – добрый (Бармалей)

Грустная – Веселая (Федора)

Грязный – чистый (мальчик)

Темно – светло (краденное солнце)

Высокий – низкий (жираф, бегемот)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Что делает?”

Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия

Подушка – ускакала

Простыня – улетела

Брюки – сбежали

Стол – ушел

Умывальник – выбегает

Муха – пошла на базар и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Кто? Что?”

Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто, что?.

Муха-Цокотуха – самовар

Айболит – градусник

Федора – посуда

Крокодил – солнце и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Четвертый лишний”

Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой вы-бор.

Айболит, волки, корабль, орел

Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик

Утюг, скалка, блюдца, магнитофон

6. “Скороговорки”

Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.

Слишком много ножек у сороконожек.

Расскажи-ка про покупки

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки

Про покупочки свои.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Маленькие слова”

Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.

- И упал Айболит и лежит на снегу.

- Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит.

- А рядом бегемотики

Схватились за животики.

- Я пришью ему новые ножки

Он опять побежит по дорожке.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Один-много”

Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа ро-дительного падежа

Одно дерево – много …

Одна пальма – много …

Один крокодил – много …

Одна обезьяна – много …

Одна зверушка – много …

Одно насекомое – много …

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Не плачь, мышонок”

В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой.

Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает:

– Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет.

Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру.

– А ты кто?

Ребенок: Я Муха-цокотуха и т. д.

По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Бюро находок” (игра демонстрируется)

Воспитатель-ведущий:

– Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К. И. Чуковского с этим словом

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Помогите!” (игра демонстрируется)

Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил

Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти)

Эй вы, звери, выходите

Крокодила победите,

Чтобы жадный крокодил

Солнце в небо воротил.

Но мохнатые боятся:

Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст

Он нам солнце не отдаст!

Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки “Муха-Цокотуха” (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т. д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки “Телефон” и будут звонить крокодилу.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Гости”

Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т. д.

Мальчик к бабушке Федоре.

Бармалей к Айболиту и т. д.

5. “Неожиданная встреча”

Мойдодыр – Муха-цокотуха

Айболит – паук (обыывание)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Незнайка

Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке).

Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю

Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.

Комарик – это …

Бармалей – это …

Тараканище – это …

Федора – это …

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. “Объяснялки”

Продолжи предложения.

Комарик храбрый, потому что …

Таня и Ваня непослушные, потому что …

Море погасло, потому что …

Мойдодыр рассердился, потому что …

Посуда убежала от Федоры, потому что…

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Путаница”

Рассмотри рисунки. Что перепутал художник?

Из болота тянут жирафа.

Муха цокотуха в шапочке Айболита.

Краденое солнце в зубах волка и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Письмо” (пишем письмо герою)

Пример: “Здравствуй, Айболит! Пишет тебе Алена Иванова. Когда я слушаю, Айболит про тебя сказку, я всегда очень переживаю. Трудно было тебе добраться до Африки. И зверят жалко, которые заболели. А потом я радуюсь, ведь ты, Айболит, вылечил всех своим гоголем-моголем. Я бы тоже хотела его попробовать. Наверное, вкусное лекарство. Очень трудная у тебя работа, Айболит, ты наверное, очень устал. Я приглашаю тебя к себе в гости, приезжай, отдохнешь – в лес сходим, на рыбалку. До свидания Айболит, жду тебя в гости. Алена. ”

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Встреча крокодилов” (игра демонстрируется)

Выставляется галерея портретов крокодилов из разных сказок : “Мой-додыр”, “Краденое солнце”, “Бармалей”, “Тараканище”, “Путаница”, “Телефон”.

Дети определяют героя: из какой сказки, дают характеристику, определяют, где крокодил злой, где трусливый, где сердитый, добрый. Крокодилы встретились, и каждый рассказывает свою историю.

Дидактические игры по развитию речи по сказкам А. С. Пушкина

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Золотая рыбка»

Цель: совершенствование навыка составления, чтения и анализа предложе-ний.

Изображение золотой рыбки с крупными снимающимися чешуйками. На обратной стороне чешуек написаны слова: золотая, рыбка, живет, в океане.

– Это золотая, не простая рыбка приплыла к нам и принесла слова, из кото-рых нужно составить предложение.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Шифровки»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.

На наборном полотне картинки с изображениями старика, старухи, слуг.

– Рассмотрите звуковые схемы и положите их под соответствующие картин-ки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи наоборот»

Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противополож-ным значением.

Игра с мячом.

– Старик добрый, а старуха … (злая).

– Старуха строптивая, а старик … (покорный).

– Сначала море спокойное, а потом … (бурное).

– Землянка была старая, а терем … (новый).

– Одежда у старика была бедной, а у боярыни … (богатой).

– Землянка была низкой, а терем … (высоким).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «В синем море-океане»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

На наборном полотне выставлены плоскостные изображения камней, водо-рослей, раковин и золотой рыбки.

– Золотая рыбка – владычица морская – живет в синем море-океане. Расска-жите, что она делает?

(Золотая рыбка выплыла из раковины. Золотая рыбка заплыла за камень. Золотая рыбка выплыла из-за камня. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Семейка слов»

Цель: обогащение экспрессивной речи однокоренными словами, совершен-ствование навыков словообразования.

Игра с мячом.

– Мы попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка.

– Как назвать очень большую рыбу? (рыбища)

– Как называют пирог с рыбой? (рыбник)

– Как называется процесс ловли рыбы? (рыбалка)

– Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов)

– А по-другому? (рыбак)

– Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? (рыбачка)

– Что делал старик на море? (рыбачил)

– Как называют суп из рыбы? (рыбный)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кого не стало?»

Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, па-мяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в сво-бодной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.

На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.

– Кого не стало?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Звуковая чехарда»

Цель: развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

Игра с мячом.

– Имена кого из героев «Сказки о царе Салтане…» заканчиваются твердым согласным звуком Н? (Салтан, Гвидон)

– В названиях кого из героев сказки есть твердый согласный звук Х? (ткачиха, повариха, Бабариха)

– Имя кого из героев содержит два звонких твердых согласных Р? (Черно-мор)

– Название кого из героев сказки начинается с мягкого согласного звука Ль? (Лебедь)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Подбери схему»

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.

На столе карточками со схемами, на наборном полотне картинки с изображениями героев сказок Пушкина. Определить, какая схема подойдет к имени героя.

– Кого вы видите на картинках?

– Какая звуковая схема подойдет? Почему?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Вспомни сказку»

Цель: развитие памяти, ловкости.

Игра с мячом.

– Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мяч мне.

– Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?

– У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?

– В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?

– В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Составь подписи к картинкам»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти, совершенствование навыков чтения, синтаксической стороны речи.

На столе иллюстрации к сказкам Пушкина и карточки со словами. Нужно определить, к какому произведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения.

– Посмотрите на иллюстрации и слова. Нужно определить, к какому произ-ведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Кто скорее?»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.

Дети достают картинки из мешочка и называют, к какому произведению Пушкина они подходят.

– Рассмотрите картинки и назовите, к какому произведению Пушкина они подходят.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Составь и прочитай слова»

Цель: совершенствование навыка составления и чтения слов.

На столе перед детьми карточки со слогами. Нужно составить и прочитать имена героев сказок Пушкина.

– Составьте и прочитайте имена героев сказок Пушкина.

Публикации по теме:

«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература. Цель: закрепить знания детей о русских.

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Комплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 летКомплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 лет Данное пособие предназначено для индивидуальной работы логопеда с детьми с ТНР 3-7 лет. Цель данного комплекта игр: Развитие речи и автоматизация.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ларец сказок»Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ларец сказок» Задачи: Образовательные: учить узнавать сказку по загадкам, иллюстрациям, предмет расширить словарный запас;.

Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме»Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить знания детей о зиме. Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок» Цель и задачи: — создать условия для закрепления знаний детей о русских народных сказках; — создать условия для формирования умения узнавать.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок» Задачи: Речевые: Совершенствование навыка словообразования имен существительных прилагательных. Совершенствование навыка словообразования.

Дидактическое пособие по развитию речи «Сказочный город» к Международному Дню сказокДидактическое пособие по развитию речи «Сказочный город» к Международному Дню сказок К Международному дню сказок. Пособие по развитию речи "Сказочный город". Описание: картонный город из башен и домиков с воротами, который.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по развитию речи «Мир сказок»
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 13:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД