МААМ-картинки

Картотека игр для развития речи по лексической теме «Зима» в старшей группе

Елена Головко
Картотека игр для развития речи по лексической теме «Зима» в старшей группе

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цель: обогащение словаря прилагательными по теме

Ход:

Зима (какая) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…

Снег (какой) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Снежинки (какие) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.

Сосулька (какая) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Лед (какой) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.

Погода (какая)

Игра «Слова - действия»

Цель: обогащение глагольного словаря

Ход:

Публикация «Картотека игр для развития речи по лексической теме „Зима“ в старшей группе» размещена в разделах

Снежинки зимой (что делают)

Лед на солнце (что делает)

Мороз (что делает)

Метель (что делает)

Игра «Назови ласково»

Цель: образование существительных с помощью суффиксов

Ход:

Снег — снежок

Лед — …

Зима — …

Мороз — …

Метель — …

Солнце — …

Игра «Из чего — какой?»

Цель: образование качественных прилагательных

Ход:

Горка из снега (какая) — снежная

Дорожка изо льда (какая) — …

Погода с морозом (какая) — …

Игра «Скажи наоборот»

Цель: обогащение словаря антонимов

Ход:

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.

Летом небо светлое, а зимой — …

Летом день длинный, а зимой — …

Летом солнце светит ярко, а зимой — …

Весной лед на реке тонкий, а зимой — …

Снег мягкий, а лед… — …

Одни сосульки длинные, а другие — …

Темный – светлый

Короткий – … длинный

Холодный – … теплый, горячий

Пасмурный - … ясный, солнечный

Ветер - … безветрие, тихая погода

Заморозки - … оттепель

Зимний - … летний

Игра «Слова - приятели»

Цель: учить подбирать близкие по значению слова

Ход:

Метель – метелица, буран, вьюга, пурга

замораживать – подморозить, прихватить морозцем

сырой – мокрый, липкий, влажный

Игра «Слова - родственники»

Цель: учить подбирать родственные (однокоренные) слова

Ход:

Зима – зимушка, зимовье, зимовать, зимний

снег – снеговик, Снегурочка, снежок, снегирь, подснежник, снеговой

мороз – морозный, заморозки, заморозить, морозильник

лёд – ледянки, ледник, ледоруб, ледяной, ледокол

лыжи – лыжня, лыжник, лыжник

Игра «Новые слова»

Цель: образование сложных слов из двух простых

Ход:

Снег падает – снегопад

голый лёд – гололёд

по снегу ходит – снегоход

белый снег – белоснежный

убирает снег – снегоуборочная (машина)

горные лыжи – горнолыжник

лёд колет – ледокол

лёд рубит – ледоруб

Игра «Новые слова»

Цель: образование глаголов с помощью приставок

Ход:

Морозить – заморозить, приморозить, отморозить, переморозить

студить – остудить, застудить, выстудить

Игра «Один - много»

Цель: образование ед. и множ. числа существительных в именит. и родит. падежах

Ход:

Один сугроб – сугробы – много сугробов

одна снежинка – снежинки – много снежинок

одна сосулька – сосульки – много сосулек

одна лыжа – лыжи – много лыж

одни санки – санки – много

Игра «Отвечай-ка»

Цель: употребление падежных форм мн. числа информационного слова

Ход:

Что? – зима; снежная баба; снег; мороз

Нет чего? – зимы; снежной бабы и т. д.

Рад чему? – зиме и т. д.

Вижу что? – зиму и т. д.

Доволен чем? – зимой и т. д.

Говорю о чем? – о зиме и т. д.

Игра «Узнай словечко»

Цель: согласование прилагательных с существительными

Ход:

Белый, пушистый, искрящийся. (снег)

Колючая, мохнатая, зеленая. (ёлка)

Сладкое, холодное, сливочное. (мороженое)

Ледяная, тающая, остроконечная. (сосулька)

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: классификация предметов

Ход:

Декабрь, март, январь, февраль

Снег, метель, весна, сосульки и т. д.

ЧИСТОГОВОРКИ

Цель: автоматизация поставленных звуков

Ход:

Ма-ма-ма – вот пришла зима

Инка-инка-инка – падает снежинка

Обы-обы-обы – высокие сугробы

Роз-роз-роз – узоры рисует мороз

Пад-пад-пад – зимой один снегопад

Ёд-ёд-ёд – лежит на речке лёд

Публикации по теме:

Игровые технологии по лексической теме «Дикие животные» в старшей группе Цель: Обогатить и закрепить знания и представления детей о животныхДидактические игры:Игра «Кто у кого?» Цель: употребление родительного.

Игровые технологии по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» в старшей группеИгровые технологии по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» в старшей группе Цель: Расширять обобщенные представления детей о домашних животных и их детенышах. Дидактические игры:«Отгадай, что за животное»Цель:.

Игровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группеИгровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группе Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания,.

Игровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группеИгровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группе Цель: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Конспект НОД по развитию речи и составлению рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Цель: учить давать описания зимней одежды; - учить.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по лексической теме «Мебель» Цель: - совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель». Задачи: - уточнение, расширение, активизация словаря.

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 летКонспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.

Рекомендации родителям по проведению занятия по лексической теме «Насекомые» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «НАСЕКОМЫЕ». Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям по лексической теме «Почта» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ ПОЧТА. Здравствуйте уважаемые родители! Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр для развития речи по лексической теме «Зима» в старшей группе
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 18:27
+116Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД