Наталья Николаевна Табуренко
Картотека игр для речевого развития (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе с детьми данного возраста я стараюсь использовать дидактические и словесные игры. Так как одной из важных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира. Основная цель данных игр для младшего возраста – развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике.
Публикация «Картотека игр для речевого развития (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Среди многих основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Солнечные зайчики
Цель: упражнять детей в произнесении стихотворения в сочетании с движениями.
Ход игры: воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика, произнося стихотворение:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне,
Ну, лови, лови скорей,
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удается поймать рукой солнечного зайчика.
Досказалка
Цель: развитие наглядно – образного мышления, помогает научить ребенка договаривать слово.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко - на плите сбежало моло. (ко).
Ща-ща-ща - зеленая ро. (ща).
Чу-чу-ну - педаль кру. (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.
Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
Общие слова
Цель: развитие мышления (операции анализа и синтеза,речи.
Задания могут быть двух видов:
1. Назови фрукты, рыб, мебель, птиц…
2. Назови одним словом:
туфли, ботинки, сапоги — это…
молоток, пила, топор — это…
сосна, берёза, клён — это…
Цветные предложения
Цель: развитие восприятия, мышления и речи.
Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом, выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.
Назови ласково
Цель: учить детей использовать уменьшительно – ласкательные суффиксы в речи.
Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.
Какая бывает собака?
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т. п.
Кто больше?
Цель: учить детей называть свойства предмета с помощью прилагательных.
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков, например мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям:
1. Кто больше перечислит свойства предмета.
2. Кто больше назовет возможных действий с предметом.
(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)
Шаги
Цель: расширять словарный запас, развивать речь.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”
Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т. д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
«Кто это?» знакомимся с профессиями
Цель: продолжать знакомство с профессиями, развитие связной речи.
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
Путаница
Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.
"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребёнок любой -
У апельсина цвет. голубой.
Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака. мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две. курицы.
Известно каждому ребенку -
Корова - мама …жеребёнка.
Отгадай слово
Цель: развитие внимания, логического мышления, развитие речи.
Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.
«Я скажу: «Лоша…», а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Материал: игрушки - кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.
Лошадки и поезд
Цель: развитие артикуляционного аппарата, развитие внимания.
Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила. «Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»
Игра повторяется 3 раза.