Ольга Курясева
Картотека игр и упражнений к программе обучения чтению детей 5–6 лет по методике Зайцева
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра: «Найди пару»
Цель: учить находить одинаковые склады (слоги) на картинках и соединять их в пару, рисуя маркером дорожку. Развивать зрительное внимание и мелкую моторику.
Ход игры: каждый ребёнок получает лист с заданием и маркер. Инструкция детям: «Найдите одинаковые склады и соедините их между собой (нарисуйте маркером дорожку)». Когда все пары будут найдены, нужно прочитать (или пропеть) все склады на листе.
2. Игра: «Имена»
Публикация «Картотека игр и упражнений к программе обучения чтению детей 5–6 лет по методике Зайцева» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Методика и кубики Зайцева Н.А.
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Цель: учить складывать из кубиков свое имя. Развивать зрительную память.
Ход игры:
Вариант1: каждый игрок получает карточку, на которой написано его имя. Инструкция: «Подбери нужные кубики и сложи имя».
Вариант 2: Дети складывают не своё имя, а любое другое, которое написано на карточке.
3. Игра «Поймай рыбку»
Цель: закреплять умение читать слова по складам. Развивать мелкую моторику.
Ход игры: Рыбки (по количеству детей) «плавают в пруду» лежат в обруче). К каждой рыбке привязана верёвка, на конце которой карандаш. Карандаши – «удочки» за обручем – «на берегу». Инструкция детям: «Нужно поймать рыбку, намотав верёвку на карандаш и прочитать слова, написанные на ней.
4. Игра: «Конфеты»
Цель: закреплять умения читать склады (слоги). Учить соотносить склады на гранях кубиков Зайцева с напечатанными, выделять первый слог в слове.
Ход игры:
Вариант1: Каждый участник берёт из коробки конфету, на которой приклеен (напечатан) склад. Инструкция детям: «Этими конфетами мы будем угощать гостей – сказочных героев. Все любят разные конфеты. Какие конфеты какой сказочный герой любит вы узнаете, если прочитаете склад на кубике возле него. Вам нужно решить какого героя сможете угостить вы и отнести ему свою конфету». В противоположной стороне кабинета стоят игрушки: Буратино, Маша, Незнайка, Мальвина (или любые другие герои сказок). Возле каждого сказочного героя стоит кубик Зайцева, повёрнутый к детям определённым складом. Детям нужно добежать до сказочных героев, прочитать склады на кубиках возле каждого из них, прочитать склад на своей конфете и «угостить» героя нужной конфетой (положить конфету рядом с героем - игрушкой). Например: возле Незнайки стоит кубик с складом «НА», ребёнок у которого на конфете написано «НА» кладёт свою конфету возле него.
Вариант 2: Угостить сказочных героев можно только конфетой со складом, на который начинается имя героя. Например: Маше -конфету с складом «МА», Незнайке – «НЕ» и т. д. В этом варианте игры возле сказочных героев кубиков со складами нет.
5. Игра: «В лесу»
Цель: учить выкладывать слова из кубиков по образцу. Развивать зрительное внимание.
Ход игры: каждый участник получает карточку с изображением животного. Справа на карточке написано название животного. Надпись поделена на склады. Каждый склад выделен цветом. (Цвета складов совпадают с цветами складов на кубиках Зайцева). Инструкция детям : «Мы сегодня отправимся в лес. В лесу много зверей. Вам нужно– под картинкой выложить из кубиков слово – название животного на вашей карточке».
6. Игра: «Урожай собирай»
Цель: учить выкладывать слова из кубиков по образцу. Развивать зрительное внимание.
Ход игры: каждый участник получает карточку с изображением овоща или фрукта. Внизу на карточке написано название нарисованного растения. Надпись поделена на склады. Каждый склад выделен цветом. (Цвета складов совпадают с цветами складов на кубиках Зайцева). На ковре в центре большой обруч. Инструкция детям: «Мы сегодня будем собирать урожай овощей и фруктов, Вам нужно положить свою картинку в обруч. Под картинкой выложить из кубиков слово – название фрукта или овоща».
7. Игра: «Стирка»
Цель: Закреплять умение читать слова по складам.
Ход игры: на игрушечной стойке для сушки белья прищепками прикреплены карточки с словами, обозначающими одежду. Рядом на столе лежат картинки по теме : «Одежда». Дети по очереди подходят к стойке, снимают одну карточку, читают слово, написанное на ней, выбирают картинку, соответствующую написанному слову и вешают ее на верёвку прищепкой. Когда все картинки развешены, все вместе читают слова на всех карточках, которые сняли с сушилки.
8. Игра: «Букет»
Цель: закреплять умение читать склады на гранях кубиков, учить соотносить склады на гранях кубиков Н. А. Зайцева с напечатанными.
Ход игры: в центре ковра на полу лежит ваза с цветами (картонный шаблон вазы, стеблей и цветов по количеству детей). На каждом цветочке прикреплена карточка со складом. Предлагается каждому игроку взять один кубик Н. А. Зайцева. (Кубиков должно быт по количеству детей. Кубики заранее подбираются так, чтобы на них были такие склады, как на карточках на цветочках. Начинать игру лучше со складов на больших кубиках). Инструкция детям: «Пока звучит музыка вы бегаете с кубиком в руках вокруг букета по полянке. Как только музыка перестала звучать, нужно остановиться, найти цветок со складом, который есть у вас на кубике и поставить кубик возле этого цветочка». Когда все кубики расставлены дети вместе с педагогом читают все склады на цветах и определяют, правильно ли подобраны кубики. При повторном проведении игры проверять правильность выполнения задания могут дети по очереди.
9. Игра: «Украсим ёлочку»
Цель: закреплять умение читать склады. Учить подбирать склады с определённой гласной буквой.
Ход игры: на стене висит рисунок ёлки на железной основе. На ёлке 5 нитей – гирлянд. На каждой гирлянде висит одна карточка, на которой написана гласная буква (А,О,Ы,У,Э). Рядом на столе карточки с складами с приклеенным магнитом с обратной стороны. Инструкция детям: «Мы сегодня будем украшать новогоднюю ёлочку. Ёлочка в стране «Читалочка» будет необычная, украшать мы её будем складами. Посмотрите, на ёлочке 5 гирлянд. На каждую гирлянду надо повесить карточки с определёнными складами. Карточка на гирлянде подскажет вам, какие склады на неё надо повесить. Например, на первой гирлянде висит буква «А», значит сюда надо повесить склады с буквой «А». Дети по очереди выбирают и прикрепляют на ёлочку нужные склады. Когда ёлочка украшена, ребята все вместе (или по одному по очереди) читают цепочки складов на гирляндах.
10. Игра: «Паровозы»
Цель: учить детей подбирать на гранях кубиков Н. А Зайцева склады с определённой буквой.
Ход игры. Инструкция детям: «Давайте построим паровоз». Педагог ставит на полку локомотив (игрушечный поезд) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Говорит, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и показывает на первом кубике (на любом большом, как надо находить сторону с буквой А. Ставит его рядом с локомотивом. Остальные кубики дети ставят сами. Вмешиваться лишь в случае, если ребёнок не понял, как искать кубики с буквой А. Обязательно пояснить, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, дети работают лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все вагончики надо прочитать: указательным пальцем правой руки педагог показывает первый большой золотой кубик и называет его. Дети повторяют. То же самое — с другими вагончиками, причем сначала взрослый или игрушка передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается. На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В эту игру можно играть как группой, так и индивидуально. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут вагончики его поезда.
11. Игра: «Подбери склад»
Цель: закреплять умения читать склады (слоги). Учить выделять первый слог в слове.
Ход игры: каждый ребёнок получает карточку и фломастер. На карточке нарисованы знакомые предметы (например игрушки, растения, животные). Сверху на карточке написаны склады. Инструкция детям: «Нужно прочитать склады, которые написаны на карточке сверху и подобрать к каждой картинке снизу свой склад (склад, с которого начинается слово, обозначающее нарисованный предмет) и провести от склада к картинке линию (дорожку) фломастером. Например: склад «ГУ» подходит к картинке «ГУСИ».
12. Игра: «Адреса для зверят»
Цель: закреплять умения читать склады (слоги). Учить выделять первый слог в слове. Развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: каждый ребёнок получает набор прищепок – 8 штук, набор складов - 8 штук, карточку - круг, разделённый на 8 секторов (по типу круга Луллия»). В каждом секторе картинка животного. Инструкция детям: «У каждого зверя есть свой дом. На доме адрес. Наши звери забыли свои адреса. Адрес дома каждого зверя - это первый склад слова (например: у лисы «ЛИ»). Вам нужно найти каждому животному его адрес и прикрепить на карточку - круг прищепкой. Когда все склады – «адреса» прикреплены, дети их читают.
13. Игра: «Занимательные фишки»
Цель: закреплять умения читать склады (слоги). Учить подбирать склады на определённую букву.
Ход игры: все игроки получают по карточке – это игровое поле (у каждого участника оно своё: рисунки и буквы на игровом поле у всех разные) и набор фишек (пластиковые крышки, с наклеенными картинками – складами). В центре игрового поля картинка и буква, с которой начинается слово, обозначающее нарисованный предмет. Например: «М» - малина. Слева, справа и внизу на игровом поле расчерчены квадраты (всего 9).
Инструкция детям: «У вас у каждого на столе игровое поле и фишки. Нужно выбрать из всех предложенных фишек те, на которых написаны склады на вашу букву. Посмотрите своё поле. Ваша буква – это та, которая написана на игровом поле возле картинки. Найденные фишки нужно расставить в пустые расчерченные квадраты». Когда дети заполнят все квадраты фишками, педагог предлагает каждому по очереди пропеть песенку своих складов.