Картотека игр по лексической теме «Осень»

Екатерина Головко
Картотека игр по лексической теме «Осень»

Дидактические игры.

«Назови ласково»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,

лужа — лужица, дерево — деревце,

ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,

туча — тучка, лес — лесок,

сад — садик, птица — птичка.

«Один — много»

Цель: Образование множественного числа существительных в родительном падеже

Месяц — месяцев, дерево — деревьев,

дождь — дождей, фрукт — фруктов,

лужа — луж, овощ — овощей,

урожай — урожаев, листья — листьев,

сад — садов, птица — птиц,

огород — огородов, слякоть — слякоти,

зонт — зонтов, лес — лесов.

«Скажи со словом "осенний

Цель: Согласование существительного и прилагательного

Небо (какое)осеннее,

ветер (какой)осенний,

аллея (какая)осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

«Назови, какая погода?»

Цель: Образование качественных прилагательных

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

. дует ветер — ветреная;

если на улице холодно, какая погода? — холодная;

если пасмурно — пасмурная,

. сыро — сырая,

. хмуро — хмурая,

. солнечно — солнечная,

. ясно — ясная.

дидактическая игра. ОСЕНЬ

«Что бывает осенью

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

Подвижные игры.

«Ветер и листья».

Цель - развивать ловкость, быстроту реакции, внимание;

По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин). Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу.

«Дождь».

Цель: формировать умение детей двигаться поскоками по кругу, быстро реагировать на сигнал, уварачиваться от водящего.

Ход игры:

Дождь по лужам звонко скачет, Дети двигаются поскоками по кругу,

руки на поясе.

Целый день сегодня плачет, В центре круга стоит ребенок «Дождь»

Наклонил цветы и травы, встают лицом вкруг, выполняют

наклоны вперед.

Стали полными канавы, Поднимают руки, тянутся в верх.

Намочил он всех подряд,

Ну-ка, дождь, пятнай ребят! На слово «ребят»разбегаются, Дождь

старается запятнать как можно

больше детей.

Гимнастика после сна.

Осень

Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей.

1. Потягивание.

2.Упражнение для укрепления мышц шеи: лепим нос для Буратино.

Буратино рисует носом большую тучу, дождь.

И. п. – сидя на коленях.

3. «Сильный дождь».

И. п. – то же, руки за спиной.

Вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, и. п.

То же левой рукой.

4. «Дует ветер». Дыхательное упражнение.

Вдох носом, задержать дыхание на 1-2 сек., выдохнуть через рот со звуком «у-у-у».

5. «Деревья качаются от ветра».

И. п. – то же.

Поднять руки вверх, наклоны вправо-влево.

6. «Наденем резиновые сапожки».

И. п. – лежа на спине, руки вверх.

Поднять прямую ногу вверх, дотянуться до ступни.

7. «Прыгаем через лужи».

И. п. – стоя.

Прыжки с ноги на ногу.

Хороводная игра «Листья».

Цель: координация речи с движениями.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложаться Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движение руками вправо – влево.

Будто опять закружиься хотят. Поднимаются, кружаться.

Строительная игра.

«Осень в лесу».

Цель: Осваивание способов построения пейзажной композиции.

Игра: из геометрических фигур разного цвета, размера, формы составить картинку – пейзаж.

Воспитатель совместно с детьми рассматривает осенний лес, обсуждает

какие геометрические фигуры можно использовать в постройке.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и повесить. Объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Сюжетно-ролевая игра.

«Осеннее путешествие в лес»

Цель: формировать навык у детей познавать окружающий мир через игру. Брать на себя определённую роль и выполнять до логического конца.

Оборудование: игровой материал для с/р игры «Семья»: камин с дровами, телефон, аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского; игровой материал для с/р игры: «Автобус»: шапка водителя, карточки-билеты, сумка кондуктора, аудиозапись «Сидим в автобусе» Железновых; игровой материал для с/р игры «Лес»: макеты деревьев, зверушки-игрушки, корзинки с угощениями для зверей, макет озера, удочки, рыбки на магнитах; игровой материал для с/р игры «Кафе»: скатерти, чайная посуда, сладости из флиса, фартуки, пальчиковый театр «Репка».

Ход игры.

1. Дети сидят на ковре у камина. Звучит музыка «Времена года. Осень» П. И. Чайковского. Идёт беседа об осени, её приметах, труде людей осенью, как укрепить здоровье в осенний период. Воспитатель с детьми проводит точечный массаж для укрепления здоровья. Воспитатель подводить детей к тому, что лучший отдых-это отдых на свежем воздухе.

2. Путешествие на автобусе. Путешествию предшествует беседа о видах транспорта. В игре выбирается водитель, кондуктор, контролёр. Дети приобретают билеты, проходят в автобус, мальчики пропускают вперёд девочек. Контролёр-воспитатель проверяет билеты (картинка на билете должна совпадать с картинкой на стуле.) Звучит музыка Железновых» Вот мы в автобусе сидим».

3. Прогулка в лесу. Дети рассматривают деревья, листики разбросанные на ковре.

«Ветер по небу гулял, ветер листики считал, Вот дубовый, вот кленовый, вот осиновый резной, Вот с берёзки золотой, вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку» Д\игра» С какого дерева листочек?» П\игра» Салют из листиков.»

Встреча с зайцем. «Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы Уши выше головы» Дети угощают зайца морковкой, капустой.

П\игра «Зайка серенький сидит»

Встреча с волком. «Серый, зубастый по лесу рыщет, Телят, ягнят ищет» Дети угощают волка тушкой курицы-игрушки.

Игра-иммитация «Кто как кричит»

Встреча с мишкой.

«Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает» Медведь угощает детей калиной. П\игра «Вот мы к мишке подойдём»

Встреча с лисой. «Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый-краса, А зовут её … лиса» Д\игра «Налови рыбку для лисички» Используется макет озера, удочки, рыбки с магнитами.

Встреча с белкой. «Я весёлый зверёк-цок, цок, цок. Я пушистый зверёк- цок, цок, цок. Я красивый зверёк-цок, цок, цок. Очень ловкий зверёк-цок,цок, цок.» На слово «цок» дети стучат орешком об орешек.

Прощание с лесом. До свиданья, старый лес, Полон сказок и чудес! По тропинке мы гуляли, На полянке поскакали. Подружились мы с тобой, Нам пора уже домой.

4. Чаепитие в кафе.

Дети приезжают на автобусе в кафе «Придорожное». Выбирается повар, официанты. Накрываются столы скатертями, расставляется чайная посуда, официанты приносят сладости, фрукты из флиса, салфетки. Дети моют руки, вспоминают правила поведения за столом, рассаживаются за столы.

В конце чаепития дети показывают сказку «Репка.» используется пальчиковый театр.

Гимнастика для глаз «Осень»

Цель: профилактика нарушений зрения

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, справа – ели.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Выполняют круговые движения глазами

Выполняют движения глазами влево – вправо

Выполняют движения глазами вверх – вниз

Театрализованная игра

Пантомима на тему осень.

Цель : формирование у детей коммуникативных навыков.

Ход.

Дети садятся на стулья по кругу, считалочкой выбирается вода. Воспитатель на ушко говорит «Сюжет» Пантомима показать осеннее явление "сбор грибов в осеннем лесу", "ветер, уносящий зонтик", "листья, падающие с дерева на скамейку". …

Другие дети должны отгадать что это…кто отгадал иедт водить

Чтение художественной литературы

По Лексической тема:Осень.

Агния Барто "Золотая осень".

Александр Алексеевич Говоров «Туча»

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало

Экспериментирование

Узнаем, какая вода.

Цель:Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Игровой материал: Три одинаковые емкости,закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход игры: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях.Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

Массаж спины «Дождик».

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие

Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи и выполняют массажные движения. Педагог стоит за последним ребенком. После выполнения дети поворачиваются на 180 градусов и выполняют массаж снова.

Дождь, дождь, дождь

Надо нам расходиться по домам! (Похлопывание по спине всей ладонью)

Гром, гром как из пушек (Постукивание по спине кулачками)

Нынче праздник у лягушек

Град, град, сыплет град (Постукивание по спине подушечками пальцев)

Все под крышами стоят.

Только мой братишка в луже (Ребро ладони растирают поверхность спины)

Ловит рыбку нам на ужин!

Итоговое событие недели.

Игра – викторина «Золотая осень»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о природе.

Задачи: Закрепить знания детей о признаках осени; закрепить знания детей о овощах, фруктах; воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение работать в команде.

Оборудование: слайды с изображением природы, муляжи овощей, две корзинки, атрибуты листочков и овощей, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: прогулки, наблюдение за листьями, экскурсия на природу.

Ход викторины:

Звучит фонограмма шума леса, пение птиц.

- Ребята, что это за звуки вы слышите? Правильно, это звуки природы. Мы любим родную природу. Сегодня мы поиграем и посоревнуемся. У нас соревнуемся две команды – «Листочки» и «Овощи». Оценивать вас будет представительное жюри.В конце викторины жюри подведет итоги: определит победившую команду. Победит команда, которая получает наибольшее количество звездочек. Задания даются каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ получает 1 звездочка. Капитан команды дает ответ. Если ответ неверный, то отвечает вторая команда.

Задание №1. Отгадайте загадки.

Лес разделся Сарыг-кызыл чемниг,

Небо просинь Салбан-ногаан чаштыг. (морковь)

Это время года (осень).

Каттангызы – тогланчызы, Растут на грядке зеленые ветки

Казы-чаг боттуг. (капуста) А на них – красные детки. (помидоры)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг! Хотя я сахарной зовусь,

Облаков и туч он вождь, Но от дождя я не размокла,

Ты же знаешь, это… (дождь). Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы кто я?. (свекла).

Каттангызын картаарга, Чырыктан артык чырыктыг,

Карак чажын тогулдурер. (согуна) Оттан артык оттуг. (хун).

Дериткен кижи Маленький и горький, луку брат (чеснок).

Дээр манады

Суксаан кижи, Ее тянут бабка с внучкой,

Суг манады. (чаъс). Кошка, дед и мышка с Жучкой (репка).

Без окон, без дверей Что копали из земли,

Полна горница людей. (огурец) Жарили, варили? (картофель).

Задание № 2. Ответьте на вопросы.

1. Пушной зверек, который живет в дупле? (белка)

2. Сок, какого дерева сладок? (березы)

3. Самое колючее животное (еж).

4. Самое пугливое животное (заяц).

5. Какие грибы растут под березой? (подберезовики).

6. Сильный ветер со снегом. (метель).

Задание № 3. Игра «Соберем урожай».

- У меня в корзинках муляжи овощей и фруктов. Из каждой команды 1 человек соберет только овощи. Я всех овощей и фруктов положу на стол. А вы будете собирать в корзинку только овощи.

Задание № 4. Игра «Чей лист?»

- На прогулке мы собирали опавшие листья с деревьев, кустарников. И мы с этими листьями сделали гербарии. Здесь 4 гербарий. Узнайте, с какого дерева эти листья? (березы, тополя, черемухи, ранетки).

- Молодцы, дети! Вы все хорошо отвечали на этом игра-викторине.

Жюри подводит итоги и называют лучшую команду.

Коммуникативная игра.

«ЗЕВАКА»

Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение дошкольников по лексической теме «Неделя со знатоками» СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Игровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группеИгровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группе Цель: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления.

Картотека пальчиковых игр по теме «Осень»Картотека пальчиковых игр по теме «Осень» ОСЕНЬ. Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем) Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них) Полетели, закружились.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Картотека игр по лексической теме «Осень»
Опубликовано: 21 октября 2020 в 19:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...
Мастер-класс «Поделка из картона и цветной бумаги «Новогодний Дворик»
Новогодний Дворик Поделка из картона и цветной бумаги Работа проведена в рамках кружка "Самоделкин" в подготовительной группе Цель: продолжать...
Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу»...
Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Она...