Надежда Исупова
Картотека игр по ознакомлению с окружающем миром и развитию речи для детей первой младшей группы (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
«Наша группа»
Цель: Расширять ориентировку в ближайшем окружении. Уточнять названия предметов мебели (шкаф для игрушек, диван, кресло, стол и т. д, игрушек (мяч, кукла, машина, пирамидка, мишка). Называть свойства предметов (стул деревянный) и их назначение (на стуле сидят). Формировать обобщённые понятия : игрушки, мебель и пр. Воспитывать бережное отношение к вещам. Учить составлять предложения из 3 – 4 слов, включая названия предметов, пользоваться предлогами (в, на, под, за).
Дидактическая игра «Комната для кукол»
Публикация «Картотека игр по ознакомлению с окружающем миром и развитию речи для детей первой младшей группы (2–3 года)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: закреплять представление о мебели и её значении. Упражнять в составлении предложений из 3 – 4 слов, включая название предметов мебели и игрушек; использовать предлоги.
Инсценирование потешки «Курочка – рябушечка, куда ты пошла?»
Цель: Повторить знакомую потешку. Побуждать детей проговаривать знакомый текст, задавая курочке вопросы. Развивать интонационную выразительность речи.
Рассматривание предметных картинок на тему «Овощи» и сопоставление их с натуральными.
Цель: Научить детей узнавать овощи в натуральном виде и на картинке. Обратить внимание на их цвет. Продолжать обучать составлению предложений из 3 – 4 слов, в которых говорится, например, об одном овоще и его отличительных особенностях (огурец длинный и зелёный; помидор красный и круглый).
Чтение песенки - потешки «Вот и люди спят»
Цель: Формировать умение слушать образную поэтическую речь. Побуждать детей проговаривать потешку вместе с воспитателем. Воспитывать эстетические чувства. Упражнять в чётком произношении артикуляции гласного звука – а.
Показ сказки «Курочка ряба» (настольный театр)
Цель: Закреплять знания знакомой сказки. После показа сказки побуждать детей рассказывать о своих впечатлениях, учить отвечать на вопросы взрослого. Например, «Кто снёс яичко?», «Как звали курочку?» и т. п., употребляя знакомые слова курочка, яичко, снесла.
«Показ игрушек»
Цель: Закреплять представление о знакомых игрушках (матрёшка, пирамидка, мяч, кукла, машина). Учить составлять предложение из 3 – 4 слов, в которых говорится о какой – либо игрушке, отмечаются её особенности и характер действий с ней.
Дидактическая игра «Кукла Катя умывается». Чтение песенки – потешки «Водичка, водичка»
Цель: Уточнять название предметов туалета (мыло, мыльница, зубная щётка, зубная паста, полотенце, расчёска) и их свойств: величины, цвета, фактуры и назначения. Называть свойства воды (холодная, горячая, прозрачная, течёт). Словесно обозначать характер действий (намылить, потереть, смыть, вытереть и т. п.). Учить слушать звучащую образную стихотворную речь.
Дидактическая игра «Поручения»
Цель: Развивать ориентировку в окружающем. Продолжать знакомить детей с расположением предметов в групповой комнате, их назначением. Учить выполнять поручения по просьбе воспитателя, которая содержит предлоги (в, на, под, за, над, а также местоимения (тут, там, такой же и т. п.). Учить понимать значение слов вверх, вниз и повторять их за воспитателем.
Рассматривание предметных картинок «Домашние животные», «Птицы». Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричи?».
Цель: Уточнить представление детей о домашних животных и птицах. Закреплять умение узнавать и называть их на картинке. При чтении текста узнавать их содержание, о ком говорится. Учить отчётливо и длительно произносить звуки у, и, а. Побуждать детей проговаривать за воспитателем знакомые строчки стихотворения.
Рассказывание русской народной сказки «Репка»
Цель: Обучать детей внимательному прослушиванию сказки, рассматриванию иллюстраций к ней. В конце чтения подчеркнуть основную мысль: дружба помогает воплотить самую трудную работу.
Чтение стихотворения О. Высотской «Весело, весело»
Цель: Обучать внимательному прослушиванию и запоминанию стихотворного текста. Вызвать у детей эмоциональный отклик.
Дидактическая игра «Кукла Оля обедает». Чтение стихотворения Е. Благининой «Обедать»
Цель: Закреплять представление детей об использовании предметов посуды. Формировать обобщённое понятие – посуда. Побуждать детей проговаривать знакомые слова, составлять предложения с ними по теме.
Рассматривание сюжетных картинок по теме «Дети моют руки» и «Дети обедают»
Цель: Закреплять представления о процессах умывания и приёма пищи. Развивать образное мышление, учить по картинке понимать цепь взаимосвязанных и последовательных действий. Побуждать к речевой активности при рассматривание картинок.
Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом настольного театра.
Цель: Учить детей внимательно слушать сказку, следить за ходом развёртывающих событий, запоминать героев сказки.
Чтение стихотворения М. Ивенсен «Падают листья» или А. Плещеева «Осенью»
Цель: Знакомить детей с явлениями природы в осенний период года. Развивать память, образное мышление, вспоминая прогулку по участку детского сада или по парку. Побуждать детей к высказыванию впечатлений. Учить понимать слова: осень, листопад, дождливая погода и т. д.
Инсценирование потешки «Пошёл котик на торжок»
Цель: Воспитывать интерес к звучащей образной речи, эмоциональный отклик на неё, желание послушать потешку ещё раз, принять участие в её пересказе. Формировать добрые чувства, желание делиться со своими товарищами.
Дидактическая игра «Куклы собираются на прогулку». Прослушивание стихотворения Е. Благининой «Новая одежда»
Цель: Уточнять название предметов одежды девочки (на кукле Тане) и мальчика (на кукле Ване). Активизировать использования наречий : сначала, потом; прилагательных: синий, красный, белый, длинный, короткий и т. д. Вводить обобщающее слово – одежда. Воспитывать интерес к образной реси, умение слушать стихотворение.
Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с показом настольного театра.
Цель: Познакомить детей со сказкой. Учить внимательно слушать произведение, следить за ходом развёртывающихся событий. Побуждать проговаривать вместе с воспитателем слова: «Стоит в поле терем – теремок! Он не низок, не высок, не высок.» Вызвать сочувствие к героям сказки, оставшимся без теремка.
Дидактическая игра «Кто, что делает» с использованием предметных картинок (мальчик с ведёрком, девочка с лейкой, погремушкой и т. д)
Цель: Развивать образное мышление, умение представить в развитии знакомую ситуацию. Учить детей рассказывать с помощью 2 – 3 предложений о действиях героях изображённых на картинке. Повторить название знакомых игрушек.
Инсценирование стихотворения В. Хорола «Зайчик»
Цель: Закреплять представление детей о холодном времени года. Показать зайчика на картинке, отметить особенности (белая шубка, длинные ушки, короткий хвостик). Активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы взрослого: «Кому холодно зимой?», «Какой зайчик?». Воспитывать сочувствие к животным.
Рассматривание ёлочки, украшенной игрушками
Цель: Обратить внимание на нарядную ёлочку. Активизировать в речи употребляемых слов : праздник, ёлочка, Дед Мороз, Снегурочка, ёлочные игрушки и т. д. Побуждать детей называть предметы, украшающие ёлочку, их цвет, форму (шарики – блестящие, большие и маленькие, красные, синие, зелёные, а также сюжетные игрушки (зайчик, грибок, козочка, домик и т. д).
Чтение стихотворения З. Александровой «Ёлочка»
Цель: Оживить воспоминания о недавно прошедшем празднике новогодней ёлочке. Побуждать детей рассказывать о своих впечатлениях несколькими предложениями. При воспоминании на слух поэтического текста развивать образное мышление на основе опыта.
Чтение стихотворения О. Высотской «Ёлочка»
Цель: В поэтической форме рассказать детям о зимнем времени года. Развивать воображение, память, представление по словесному описанию. Обратить внимание на то, что только ёлочка зимой остаётся зелёной. Деревья зимой – без листьев.
Дидактическая игра с картинками лото «Ёлочка»
Цель: Закрепить представление детей о ёлочных игрушках, которые нарисованы на картинках. Активизировать в речи детей слова, обозначающие не только название предметов, но и их цвет, форму, величину, детали, украшения и т. д. Учить выражать свои впечатления связными предложениями из 3 – 5 и более слов.
Дидактическая игра «Кукла Нина собирается на прогулку»
Цель: Закрепить знание о предметах верхней одежды (шапка, куртка, комбинезон, варежки, сапоги, шарф и прочее). Учить находить предметы, близкие по звучанию (шапка и шарф, шапка и шуба и прочее); употреблять в речи название предметов верхней одежды. Отвечать на вопросы о их назначении. Повторять слова с трудными звуками – ш, с.
Рассматривание картины «Зимой на прогулке»
Цель: Закрепить представление детей о зиме, как времени года. Активизировать в речи детей употребление слов : зима, снег, лёд, снежинки, санки, морозно.
Дидактическая игра «Купание куклы»
Цель: Формировать представления о культурно – гигиенических навыках, о предметах, необходимых для водных процедур. Активизировать участие детей в купании куклы.
Рассказ на тему «На чём люди ездят»
Цель: Дать детям представление о транспорте, который они могут наблюдать на улице. Активизировать в их речи слова : машина (легковая, грузовая, автобус, поезд и прочее. Побуждать малышей делиться впечатлениями о знакомых видах транспорта.
Дидактическая игра «Кто к нам пришёл?» с изображением картинок или игрушек домашних животных.
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Приучать детей чётко произносить звуки – м, б (мь, бь, отдельные звукосочетания, подражая голосам животных.
Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Цель: Закрепить знания детей о взрослых животных и их детёнышах, называть их. При рассматривании картины побуждать к выражению впечатлений на основе имеющегося опыта. Например, предложить детям рассказать, у кого дома живёт кошка, спросить, как её зовут, какая она, есть ли у неё котята и прочее.
Чтение стихотворения Е. Благининой «Свети, свети солнышко»
Цель: Побуждать детей повторять за воспитателем строки стихотворения, запоминать его.