Приложение МААМ

Картотека коммуникативных игр для детей 3–4 лет

Соловьева Светлана Михайловна
Картотека коммуникативных игр для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека коммуникативных игр

для детей 3-4 лет.

Игра-приветствие «Эхо»

Каждый ребенок проговаривает и прохлопывает свое имя, а все остальные дети, как эхо, его повторяют.

Игра «Веселые ладошки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания.

Публикация «Картотека коммуникативных игр для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Ход игры:

Дети стоят лицом в круг, руки вытянуты вперед ладошками вверх, ведущий идет по кругу и шлепает своими ладошками по ладошкам детей.

Веселые ладошки

Бежали по дорожке,

Дружочка искали-

К ребятам прибежали,

Будешь мне дружочком, да?

Так вставай за мной тогда

(на слово «да» тот ребенок, у которого оказались ладошки ведущего, становится за ведущим, теперь двое детей идут в середине круга и шлепают ладошками детей… — так до последнего ребенка).

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Ход игры:

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

Игра «Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Ход игры:

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему : «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий : игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом.

Игра «Мы капусту рубим…»

Цель: сплочение коллектива, снятие телесных зажимов, формирование умения повторять слова, движения за ведущим.

Ход игры:

Мы капусту рубим, рубим (дети ребром ладошек стучат по спине впереди стоящего ребенка)

Мы морковку трем, трем (кулачками «трут» спину впереди стоящего ребенка)

Мы капусту солим, солим (пальчиками постукивают спину впереди стоящего)

Мы капусту жмем, жмем («жмут» руками спину впереди стоящего)

Затем все дети поворачиваются в кругу в обратную сторону, и игра повторяется.

Игра «Прячемся от дождика»

Цель: развитие подражания сверстникам, развитие стремления находиться вместе.

Оборудование: зонт

Ход игры:

Педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами:

На прогулку вышел дождик.

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! (движение пальчиков о ладошку)

Не промочат дети ножки. (поднимают ножки)

Всех их зонтик соберет, (открывает зонтик и крутит его)

От дождя убережёт. (все прячутся от дождя под зонт)

Педагог комментирует : «Все-все-все сюда. И Ваня, и Никита, и Дима. Все здесь…

Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонт».

Игра «Вместе играем»

Цель: формирование умения взаимодействовать и вежливо обращаться друг к другу.

Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики).

Ход игры:

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Ваня играл с Машей – катали шарик, Дима играл с Кириллом – возили паровозик, Слава играл с Таней – нагружали и возили кубики в машине».

«Кто пришел к нам в гости?»

Цель: развитие самоуважения детей, доброжелательного отношения детей к сверстникам.

Ход игры:

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.

Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т. п.» Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

Игра «Кто лучше разбудит»

Цель: формирование у детей умения ласково обращаться с окружающими.

Ход игры:

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями, но всякий раз ласково.

В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

Игра «Передай мяч»

Цель: формирование умения взаимодействовать со сверстниками.

Ход игры:

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Артем!»). Можно проигрывать с разной интонационной окраской – заботливо, весело, спокойно, грустно и пр. Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра «Подарки»

Цель: формирование потребности в общении, становление субъективного эмоционального отношения к сверстнику.

Ход игры:

Взрослый спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, предлагает: «Будем понарошку дарить друг другу подарки», подзывает к себе одного ребенка, в центр.

Затем все произносят: «Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмет, Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет.» (Перечислять игрушки стоит медленно, выразительно, чтобы дети успели представить себе каждый предмет.)

Воспитатель, обращаясь к ребенку, которому будут «дарить» подарок, спрашивает, какой из перечисленных предметов он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, остальные дети скачут как лошадки. Если кукла – танцуют как куколки и поют песенки. Если волчок – кружатся со звуком «ж». Если самолет – Изображают полет и приземление самолета, раздвигая руки, и воспроизводя рев мотора: «р».

Ребенок выбирает себе «подарок» (кого-то из детей). И тот, кого он выбрал, выходит в центр комнаты. Теперь он будет выбирать подарок.

«Подарки» можно разнообразить, подстраивая вступительное стихотворение.

Игра «Зеркало»

Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирование понимания того, что другой ребенок и взрослый такие же (может делать то же, похож и т. д.).

Ход игры:

1 этап - индивидуальный.

Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает его внимание на изображение, появляющееся в нем. Затем говорит: «Теперь я буду зеркалом». Ребенок «смотрится в зеркало», а воспитатель повторяет его движения. Далее воспитатель и ребенок меняются ролями. Подобные упражнения воспитатель проводит со всеми детьми по очереди, отдельно.

2 этап – групповой.

Условия игры усложняются. Все дети встают в круг (если маленькие – в одну линию, напротив воспитателя) и становятся «маленькими зеркалами». Воспитатель показывает движение, а они повторяют его. Воспитатель сопровождает движение словами: «Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори».

Игра «Ласковый ребенок»

Цель: продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.

Ход игры.

Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Паша, иди ко мне я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Пашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка:» Ваня обнял Пашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

Игра «Колючий зверь»

Цель игры: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы.

Ход игры.

Педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго.

Игра «Тихо и громко»

Цель игры: снятие эмоционального напряжения, научить детей попеременно изменять ритм движений по указанию педагога.

Ход игры.

Играющие дети встают в круг. Педагог берет в руки бубен, располагается в центре круга и объясняет детям правила игры: под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места - прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д., в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки.

В начале игры педагог меняет ритм через определенные промежутки времени, например, через 3–4 минуты. Дальше игра становится более импульсивной, ритмы и сила ударов бубна меняются часто, через разные промежутки времени. Дети должны научиться резкой смене темпа деятельности.

Когда дети хорошо ознакомятся с игрой, педагог может предложить выполнение роли ведущего кому-то из детей – по желанию.

Игра «Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Ход игры.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи стоящего впереди. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Игра «Змейка»

Цель: развитие умения действовать согласованно.

Ход игры:

Выбирают водящего, он встает во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит, делая повороты и закручивая «змейку». Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Игра «Бабушка Маланья»

Цель: развитие невербальных и предметных способов взаимодействия; создание благоприятной атмосферы непосредственного свободного общения и эмоциональной близости.

Ход игры.

Дети берутся за руки и встают в круг. Воспитатель, изображающий Маланью, встает в центр круга. На нее можно надеть фартук или платочек.

У Маланьи, у старушки, (Ребята идут по кругу и поют)

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей. (Останавливаются и показывают, о чем говорится)

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

С такой головой,

с такой бородой.

Ничего не ели, (присаживаются на корточки, руками подпирают подбородок)

Целый день сидели,

На неё глядели и делали вот так…

Затем дети повторяют за Маланьей любое смешное движение, которое покажет ребенок. (Рожки, длинный нос, прыжки, танцевальные движения, приседания, погрозить пальцем, в шутку заплакать и пр.) Педагог показывает примеры: погрозить шутливо пальцем, помахать рукой, поклониться, заложить руки за спину.

Игра «Побежали, побежали деточки скорей»

Цель: развивать умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие психологического барьера с помощью тактильных ощущений (прикосновений).

Ход игры.

Воспитатель произносит слова, сопровождая их движениями:

Побежали, побежали деточки скорей

И друг другу погрозили

Сориться не смей,

Хлопнули в ладоши

И крепко обнялись

Друг другу улыбнулись

И за руки взялись.

Затем слова повторяются. Дети пытаются повторить движения воспитателя.

Игра «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые»

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Ход игры:

Дети представляют, что их пальчики - добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

Игра «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Ход игры:

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Вова навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Рома отнял игрушку у Вити и обозвал его, Витя поссорился с ним».

«Насте очень нравился Ваня, поэтому она его побила».

Игра «Давай поговорим»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры:

Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать. (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий : эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

Игра «Поварята»

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе, снятие мышечных зажимов.

Ход игры:

Все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Ведущий может имитировать имитировать закипание, перемешивание, соление.

Игра «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта, развитие эмоций и чувств.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Ход игры:

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи крупных предметов, реку (в виде разложенного шарф) и т. д.

Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра «Найди себе пару»

Цель: развитие слухового внимания, умения «присоединиться» к другому ребенку.

Ход игры:

Педагог раздает детям разноцветные флажки (должно быть по 2 одинаковых по цвету флажка). Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу педагога (удар в бубен, хлопку, свистку) дети разбегаются по группе. По другому сигналу (два удара в бубен, два звуковых сигнала или словам «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом (дети должны держать свои флажки поднятыми вверх).

Игра «Найди свой цвет»

Цель: сплочение группы, развитие умения действовать согласованно.

Ход игры:

Ребенок получает флажок определенного цвета, находит свою группу по цвету флажка, группируются по 4-6 человек в углах группы. Педагог в каждом углу ставит на подставке цветной флажок. По сигналу «Идите гулять» — дети расходятся по группе, по сигналу» «Найди свой цвет»— дети бегут к флажку соответствующего цвета

Игра «Зверята»

Цель: создание эмоционально благополучного микроклимата в группе, развитие умения слушать, способности выполнять подражательные движения.

Ход игры:

Мы сегодня не ребята,

А веселые котята. (плавно выставлять руки- «лапки» вперед)

Всем покажем коготки.

Очень острые они (сжимать и разжимать пальцы)

Мы сегодня не ребята,

А веселые утята. (переступать с ноги на ногу, руки вдоль туловища-«крылышки»)

Вслед за уточкой идем,

От нее не отстаем. (ходьба по кругу на прямых ногах, переваливаясь с боку на бок)

Мы сегодня не ребята,

А веселые щенята. (руки- «лапки» перед грудью)

Можем хвостиком вилять

И тихонечко рычать. («вилять хвостиком», рычат и показывают зубки)

Мы сегодня не ребята,

А веселые козлята. (сделать «рожки», приложив указат. пальцы к голове)

Любим рожками бодаться, (наклонить голову вперед)

Бегать, прыгать и толкаться. (прыгать и тихонько толкать соседа)

Мы сегодня не козлята,

Не утята, а ребята. (берутся за руки)

Мы друзей себе найдем,

Хоровод свой заведем. (водят хоровод)

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Картотека коммуникативных игрКартотека коммуникативных игр Картотека коммуникативных игр 1. "Оригинальное знакомство"Все участники игры сидят или стоят в кругу. Сделав шаг вперед или поднявшись со.

Картотека коммуникативных игр для детей дошкольного возраста Игра на чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров Клеевой ручеёк Цель: развить умение.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека коммуникативных игр для детей 3–4 лет
Опубликовано: 24 сентября 2022 в 18:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека коммуникативных игр для детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Соловьева Светлана Михайловна (УИ 1193483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД