Лучший педагог года

Картотека опытов — 2 часть.

Вострикова Надежда Васильевна
Картотека опытов — 2 часть.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ - 2 ЧАСТЬ (41 - 80)

41. «Заставляем воду появиться»

42. «Что такое пар?».

43. «Пар – это тоже вода».

44. «Вода прозрачная».

45. «Капля в воде».

46. «Могучее дыхание».

47. «Птичка в клетке».

48. «Как квадрат превращается в круг».

СОДЕРЖАНИЕ:

№ ОПЫТА НАЗВАНИЕ ОПЫТА

49. «Живая тень».

50. «Может ли "кипеть" холодная вода?»

51. «Что такое упругость?»

52. «Цветы лотоса».

53. «Рукам своим не верю».

54. «Куда делся запах?»

55. «Куда делись чернила?»

56. «Вода и снег».

57. «Таяние снега».

58. «Свойства снега».

Публикация «Картотека опытов — 2 часть,» размещена в разделах

59. «Защитные свойства снега».

60. «Замерзание воды».

61. «Таяние и замерзание воды».

62. «Прозрачность льда».

63. «Определение чистоты снега».

64. «Согреть дыханием узоры».

65. «Зачем дереву корни?»

66. «Снег и лед. Вода, изменившая свое состо-яние под воздействием температуры».

67. «Лед – твердая вода».

68. «Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства».

69. «Кто как двигается».

70. «Почему нагреваются предметы?»

71. «Передача ’’солнечного зайчика’’».

72. «Что будет, если огород не пропалывать?»

СОДЕРЖАНИЕ:

№ ОПЫТА НАЗВАНИЕ ОПЫТА

73. «Защитное приспособление бабочек».

74. «Как огурец попал в бутылку».

75. «Упорный муравей».

76. «Почему не тонут корабли?»

77. «Изменение размеров изображения с помощью различных линз».

78. «Водонепроницаемость песка и глины».

79. «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»

80. «Подводная лодка из винограда».

ОПЫТ № 41.

«Заставляем воду появиться».

Поставь стакан с водой в холодильник примерно на час, чтобы он хорошенько охладился. Когда ты его вынешь, то увидишь, как на стенках стакана начнут появляться капли воды. Холодный стакан охлаждает воздух вокруг себя, и водяной пар из воздуха, конденсируясь, образует капли воды на стенках стакана. По этой же причине ты видишь, как водяные капли стекают по внутренней поверхности запотевшего оконного стекла в холодные дни.

ОПЫТ № 42.

«Что такое пар?».

Кипящий чайник «выпускает» пар, когда образующийся внутри него из горячей воды водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и конденсируется. Крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не станут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть как облачко пара. Если ты подержишь холодную ложку в струе пара, с нее начнет капать вода. Внимание! Будь осторожен; пар очень горячий и может обжечь.

ОПЫТ № 43.

«Пар – это тоже вода».

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода. Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?

ОПЫТ № 44.

«Вода прозрачная».

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, соседа

ОПЫТ № 45.

«Капля в воде».

Заполняем 3-х или 5-ти литровую стеклянную банку водой из-под крана почти доверху, ставим банку на сутки (а лучше на 3 суток) в самое затененное, тихое и не трясущее место в доме. Найдите чернила или водорастворимую тушь и приготовьте обычную аптечную пипетку. Теперь настоявшуюся банку ставим на стол, и осторожно, с высоты 1-2 см роняем в нее каплю чернил. Зрелище начинается совершенно фантастическое, капля в неподвижной воде подвергается разрывается осмотическим давлением на части, которые немедленно начинают вращаться из-за неравномерного отрыва частей и образовывать причудливые кольца.

ОПЫТ № 46.

«Могучее дыхание».

Материал: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга.

Ход: Привяжем книгу с помощью ниток к одёжной вешалке. Повесим вешалку на бельевую верёвку. Встанем около книги на расстоянии приблизительно 30 см. Изо всех сил подуем на книгу. Она слегка отклонится от первоначального положения. Теперь подуем на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуем ей вслед. И так несколько раз.

Оказывается, такими повторяющимися лёгкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

ОПЫТ № 47.

«Птичка в клетке».

Материал: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка.

Ход: Вырезаем из картона круг любого диаметра. Иголкой прокалываем на круге по две дырки. Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку.. Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.

ОПЫТ № 48.

«Как квадрат превращается в круг».

Материал: прямоугольная картонка, карандаш, фломастер и линейка.

Ход: Положим линейку на картонку так, чтобы одним концом она касалась её угла, а другим - середины противоположной стороны. Поставим фломастером на картонке 25-30 точек на расстоянии 0,5 мм друг от друга. Проткнём острым карандашом середину картонки (серединой будет пересечение диагональных линий). Уприте карандаш в стол вертикально, придерживая его рукой. Картонка должна свободно вращаться на острие карандаша. Раскрутим картонку.

На вращающейся картонке появляется круг. Это всего лишь зрительный эффект. Каждая точка на картонке при вращении движется по кругу, как бы создавая непрерывную линию. Ближайшая к острию точка двигается медленнее всего, её-то след мы и воспринимаем как круг.

ОПЫТ № 49.

«Живая тень».

Материал: зеркало, свечу (лампу, бумагу, ножницы.

Ход: Если вы станете между источником света и стеной, на стене появится ваша тень - черный силуэт, без глаз, без носа, безо рта. А можно сделать так, чтобы у тени появились и глаза, да не простые, а огромные, как у чудовища, и нос любой формы, и рот, который будет то открываться, то закрываться. Для этого достаточно стать в углу комнаты возле стены, на которой висит зеркало. Лампу или свечу нужно поставить так, чтобы "зайчик" от зеркала упал на стену, которая служит экраном, точно в том месте, куда ложится тень от вашей головы; на этом месте появится освещенный прямоугольник или овал, в зависимости от формы зеркала. Но зеркало можно закрыть листом бумаги, а в том листе прорезать и глаза, и нос, и рот; они тотчас же вырисуются светлыми пятнами на тени, которую бросает на стену ваша голова. Если же вы приготовите два листа с разными вырезами, один укрепишь на зеркале прочно, а другой будешь то накладывать поверх первого, то снимать, глаза на тени начнут двигаться, и рот будет то открываться, то закрываться. Это очень несложный и веселый фокус.

ОПЫТ № 50.

«Может ли "кипеть" холодная вода?»

Материал: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

Ход: Намочим и выжмем носовой платок. Нальём полный стакан холодной воды.

Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит"). Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

ОПЫТ № 51.

«Что такое упругость?»

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты. Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый? Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий. А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: "Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий". Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

ОПЫТ № 52

«Цветы лотоса».

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

ОПЫТ № 53.

«Рукам своим не верю».

Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

ОПЫТ № 54.

«Куда делся запах?»

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

ОПЫТ № 55.

«Куда делись чернила?»

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

ОПЫТ № 56.

«Вода и снег».

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

ОПЫТ № 57.

«Таяние снега».

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

ОПЫТ № 58.

«Свойства снега».

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.

Ход: В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится). Принести снег в группу и снова предложить детям вылепить снежки. Почему снег стал липким? (Он подтаял).

ОПЫТ № 59.

«Защитные свойства снега».

Цель: познакомить со свойствами снега.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

ОПЫТ № 60.

«Замерзание воды».

Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания детей о свойствах воды.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

ОПЫТ № 61.

«Таяние и замерзание воды».

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход: Двум детям (один в рукавицах, другой - нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает. Сравнить, у кого лед быстрее растаял? Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращаясь в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавицах медленнее, потому, что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

ОПЫТ № 62.

«Прозрачность льда».

Цель: познакомить со свойствами льда.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

ОПЫТ № 63.

«Определение чистоты снега».

Цель: учить определять чистоту снега.

Ход: Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.

ОПЫТ № 64.

«Согреть дыханием узоры».

Если узоры на стекле согреть дыханием, что с ними будет?

Вывод: изморозь под воздействием тепла тает.

ОПЫТ № 65.

«Зачем дереву корни?»

Ход: Дети пытаются вытащить дерево из земли. Втыкают палочку и тоже вытаскивают ее.

Вывод: корни держат дерево в земле, потому что оно не падает и стоит вертикально.

ОПЫТ № 66.

«Снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход: Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.

ОПЫТ № 67.

«Лед – твердая вода».

Цель: познакомить со свойствами воды.

Материал: сосульки (кубики льда, снежинки, тарелочки на каждого ребенка.

Ход: Принести сосульки (кубики льда, снежинки) в помещение, поместив каждую в отдельную посуду. Как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда? Что с ними происходит? Взять одну большую сосульку и несколько маленьких. Какая из них растает быстрее? Отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег – это тоже вода.

ОПЫТ № 68.

«Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства».

Ход: Педагог предлагает попробовать воду в луже. Какая она? (Холодная, потому что дождь холодный, земля не грелась). Еще не все растения «проснулись» после зимнего сна. Как только солнышко лучше прогреет землю, условия роста станут более комфортными и растения начнут расти.

ОПЫТ № 69.

«Кто как двигается».

Ход: Педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьем.

ОПЫТ № 70.

«Почему нагреваются предметы?»

Ход: Педагог предлагает потрогать камни и металлические предметы утром, днем и вечером, объяснить, почему предметы так нагреваются к вечеру.

ОПЫТ № 71.

«Передача ’’солнечного зайчика’’».

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечного зайчика». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (он отразится еще один раз).

ОПЫТ № 72.

«Что будет, если огород не пропалывать?»

Цель: познакомить со значением пропалывания для будущего урожая.

Ход: Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте.

Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.

ОПЫТ № 73.

«Защитное приспособление бабочек».

Ход: Вырезанные из бумаги крылья бабочек педагог смыкает вертикально. Так они не видны птицам сверху, поэтому они смыкаются вертикально. А распахнутые крылышки хорошо видны птичкам.

ОПЫТ № 74.

«Как огурец попал в бутылку».

Ход: На огуречную грядку дети кладут пластиковую прозрачную бутылку с узким горлом. В отверстие бутылки вводят маленький огурчик, который только что образовался на месте цветка. По мере роста огурец начинает занимать свободное место в бутылке и принимать ее форму. Если подбирать бутылку необычной формы, можно вырастить такой же необычный огурец. Сорвав огурец, бутылку аккуратно разрезают и вынимают огурец.

ОПЫТ № 75.

«Упорный муравей».

Ход: На пути следования цепочки муравьев положить маленькое препятствие, цепочку или веточку. Муравьи с упорством будет переползать через нее, и возвращаться на свою тропинку.

ОПЫТ № 76.

«Почему не тонут корабли?»

Цель: формировать представление, почему не тонут корабли.

Материал: металлические предметы, жестяная банка, таз с водой.

Ход: В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Отпустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами: банка останется на плаву.

ОПЫТ № 77.

«Изменение размеров изображения с помощью различных линз».

Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой, сформировать представление о свойстве линзы увеличивать изображения; развивать познавательную активность.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, веточки, травинки, волос.

Ход: Рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через линзу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

ОПЫТ № 78.

«Водонепроницаемость песка и глины».

Цель: познакомить со свойствами песка и глины; развивать познавательный интерес.

Ход: Аккуратно налить воду в стаканчик с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). Куда исчезла вода? ((Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками). Попробовать воткнуть палочку в песок. В какой песок она легче входит: в мокрый или сухой? Затем налить воду в стакан с глиной. Как впитывается вода, быстро или медленно? (Медленнее, чем в песок). Часть воды остается наверху, на глине. Воткнуть палочку в стакан с глиной. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.

Вывод: песок быстрее пропускает воду, чем глина.

ОПЫТ № 79.

Как проткнуть воздушный шарик

без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

ОПЫТ № 80.

«Подводная лодка из винограда».

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Публикации по теме:

Картотека опытов для детей 2–3 лет Песок 1. Знакомство со свойствами песка: Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти. 2. Научить детей.

Картотека опытов для детей 5–6 лет Опыты по изучению свойств воздуха Опыт 1. Что в пакете Задача: учить обнаружить воздух. Оборудование: полиэтиленовые пакеты. Рассмотреть.

Картотека опытов для старшей группы Картотека 1Лавовая лампа Понадобится: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или.

Картотека опытов и экспериментов ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ. Опыт 1. Воздух в стакане Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то,.

Картотека опытов и экспериментов с водой (младшая группа) «Волшебница вода» Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет. Материал: гуашь,.

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе Песок и глина Опыт № 1. «Песчаный конус». Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить.

Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе Играть с водой интересно и полезно. И в холодное время года – не помеха. Зимой для игр с водой очень удобны ванны фабричного производства.

Картотека опытов с солнцем Опыт 1 «Влияние солнечного света на жизнь на Земле» Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком,.

Картотека опытов с водой во второй младшей группе Картотека опытов с водой во второй младшей группе Цель : развивать познавательный интерес и воображение. Задачи : Знакомство детей с окружающим.

Картотека опытов и эксперементов Картотека опытов и эксперементов Вода Узнаем, какая вода. Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека опытов — 2 часть.
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 22:45
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД