Прокопенко Ирина
Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
Пальчиковая игровая гимнастика
«Знакомство»
Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей, Первый палец – боковой- Называется БОЛЬШОЙ,
Палец второй - Указчик старательный,- Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец - Как раз посредине, Поэтому СРЕДНИЙ Дано ему имя
Палец четвертый- Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ Неторопливый он И упрямый.
Совсем как в семье, Братец младший-любимец, По счету пятый Зовётся МИЗИНЕЦ
Публикация «Картотека „Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья. Поочерендно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на последнюю строчку- показать ладошки.
«Пальчики загорают»
Положи раздвинутые пальчики обеих рук на стол. Поочередно при назывании каждого из пальчиков приподнимать его
«Поиграем в пальчики»
Большаку дрова рубить, А тебе дрова носить, А тебе печь топить, А тебе тесто месить. А малышке песни петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. Показывать пальцы по тексту. Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки – шевелить пальцами обеих рук.
«Вышли пальчики гулять»
Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять, Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались. .На первые строчки – поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки – поочередное сгибание в кулачки, начиная с мизинца.
«Мы писали»
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг – скок, прыг – скок, Прискакали на лужок. Ветер травушку качает, Влево - вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра зайки, Веселитесь на лужайке.
На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью строчку-(поскакать)пальчиками по столу. Затем – легкие движения кистями вправо- влево. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.
Друзья мои животные
«Идет коза рогатая»
Идет коза рогатая Идет коза бодатая, Ножками топ-топ! Глазками хлоп-хлоп! Кто каши не ест,
Молока не пьет Того коза Забодает, забодает. На первые две строчки- правой рукой изображать рога,вытянув вперед указательный палец и мизинец. На третью строчу- кончиками пальцев обеих рук ударять по столу или по коленям. На четвертую строчку – хлопать в ладоши.
«Мышка»
Мышка в норку пробралась, На замочек заперлась. В дырку глядит - Кошка не бежит? На первую строчку- «шагать» двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения; на вторую – соединить пальцы («цепочки»); на третью – сделать колечко и посмотреть в него; на четвертую- понести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из-под нее.
«Заиньки»
По лесной дорожке Разбежались зайки. Вот какие зайки, Зайки- побегайки. Сели зайки в кружок, Роют лапкой корешок. Вот какие зайки, Зайки - побегайки. На первую строчку – круговые движения руками, ладони вниз; на вторую – «бегать» по столу указательными и средними пальцами обеих рук; на третью – руки перед грудью (лапки зайца); на четвертую –руки на голове (уши зайца); на пятую - нарисовать в воздухе круг обеими ладонями; на шестую –ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы (зайка роет корешок); на седьмую и восьмую – то же, что и на третью и четвертую.
«На лужок»
На лужок пришли зайчата Медвежата, барсучата, Лягушата и енот, На зеленый на лужок, Приходи и ты, дружок! Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.
«Черепаха»
Черепашка, черепашка Панцире живет. Высунет головку, Обратно уберет На первые две строчки- положить кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими; на третью – высунуть указательные пальцы; на четвертую – убрать обратно.
«Покорми лошадку»
Одной рукой я травку рву, Другой рукой я тоже рву. Я травкой накормлю коня. Вот сколько пальцев у меня. На первую строчку – хватательные движения левой рукой, на вторую – правой. На третью строчку руки вытягиваются вперед ладонями вверх; на четвертую – показываются.
«Кошка и собаки»
Вышла кошечка вперед, Хвостиком играет. Ей на встречу из ворот, Две собаки выбегают. На первую строчку – указательный палец и мизинец правой руки выпрямлены (уши у кошки, остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец прижат к среднему. На вторую – левой ладонью помахать у основания правой кисти (хвост). На третью – большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутренней стороной ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении сложены вместе, кончики средних пальцев соприкасаются На четвертую – указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе, щепоткой (собачки).
Деловые пальчики
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
«Стирка»
Мы бельё стирали, В речке полоскали, Выжали, развесили – То-то стало весело! Соединить пальцы обеих рук под углом друг к другу. На вторую строчку - большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю с ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе: кончики средних пальцев соприкасаются. На третью строчку – ладони развести в стороны. На четвертую- то же, что на первую.
«Пальчик – мальчик»
Пальчик – мальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим пальцем щи варил, С этим пальцем кашу ел, С этим братцем песни пел. На первую строчку-тереть один кулачок о другой; на втором- движения ладонями вправо- влево; на третью- сжимать- разжимать кулачки, имитировать движения, развешивание белья: на четвертую – круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны (фонарики).
«Строим дом»
Молотком стучу, стучу, Сто гвоздей заколочу. Буду строить дом, дом, Будем жить в нём в нём. На первую строчку – постукивать кулачками правой руки по расправленной ладони левой руки; на вторую – то же движение, но сменить руки. На третью- ставить поочередно кулачок на кулачок; на четвертую – поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома.
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев, Пять пальцев- пять держальцев, Чтоб строить и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить, Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счёт поочередно загибать пальчики на обеих руках.
«Туки – Тук»
Как на пишущей машинке, Две хорошенькие свинки, Туки – туки- туки - тук! Туки – туки- туки - тук! И постукивают и похрюкивают: Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк, Хрюки –хрюки – хрюки – хрюк, Стучать ритмично (по слогам) пальчиками, имитируя печатание н машинке. Постучать кулачком.
«Пирожки»
Я купила масло, Сахар и муку, Полкило изюма. Пачку творогу. Пирожки пеку, пеку. Всех гостей я в гости жду. На первые четыре строчки загибать поочередно пальчики, перечисляя продукты: на пятую строчку- имитировать лепку пирожков: на шестую- ладони вперед, созывать гостей