Наталья Диппель
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок используются карты Проппа. Так как В. Я. Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками. Прежде, чем приступить к сочинению сказок по картам, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых, ребята познакомятся, и освоят все сказочные функции. В этом и помогут карты Проппа, своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символиически изображены на этих картах.
Публикация «Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию» размещена в разделах
Вот такие игры я предлагаю вашему вниманию. Сделаны они в рамках конкурсного задания к педсовету воспитателями нашего детского сада.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ МЫ ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ КАРТ
Игра называется "Примени символ к сказке"
На этом игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребенок "ходит" по игровому полю, и остановившись возле какого-либо симвоолического изображения, называет его. Например "Победа", он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой скаке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказках, но их содержание дети хорошо должны знать.
Такие кубики необходимы, чтобы сделать ход и просчитать, на сколько ходов надо двигаться вперед
на столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребенок выбирает в соответствии с символом
Так как наглядная опора на первых порах должна быть обязательной, какие карточки необходимо иметь для подсказки
Такие игры помогают анализировать сказку, развивать доказательную речь
дети самостоятельно к символу подбирают сказки
анализировать сказку через символическую аналогию интересно.
пригодится и сказкокуб
и куб эмоций
А это те основные 20 сказочных функций, по которым и работают со сказочным сюжетом1. запрет или предписание
2. нарушение
3. вредительство
4. отъезд героя
5. задача
6. встреча с дарителем
7. волшебные дары
8. появление героя
9. сверхъестественные силы
10. борьба
11. победа
12. возвращение домой
13. прибытие
14. ложный герой
15. трудные испытания
16. ликвидация беды
17. узнавание героя
18. изобличение ложного героя
19. наказание ложного героя
20. свадьба
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗНАКОМСТВА С КАРТАМИ ПРОППА.
- Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, в младшем и среднем возрасте они должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции, смысл которой был бы понятен детям, или каждое изображение надо оговаривать.
- Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: соотнести с определенной функцией.
- Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
- Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
- Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
- Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).
- Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).
А вот, как вы это обозначите ту или иную функцию и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что если "запрет" обозначается перечеркнутый круг или замок на двери или как в знаках дорожного движения - въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак "даритель, волшебный дар"- можно волшебной палочкой обозначить, можно, как коробка с подарком, это, как решит воспитатель.
На втором этапе, в организованном обучении на занятии, читаем сказку вслух с установкой на пересказ,затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.
РЕЗУЛЬТАТ:
– умение определять жанр произведения;
– запоминать последовательность событий;
– выделять основное содержание
сказки;
– выстраивать схему содержания,
опираясь на карты Проппа;
– уверенно манипулировать картами;
– чувствовать красоту и образность
родного языка.