Ольга Никонова
Конспект занятия-беседы «Каждый человек имеет право на имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-беседы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №72»
Конспект занятия — беседы на тему «Каждый человек имеет право на имя».
Тема. Каждый человек имеет право на имя.
Публикация «Конспект занятия-беседы „Каждый человек имеет право на имя“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Программное содержание: Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей. Развивать связную речь. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям. Активизировать словарь детей в процессе беседы: имя, отчество, фамилия.
Предварительная работа: развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями. Познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом. Предложить детям узнать у родителей, что означает их имена и фамилии.
Чтение художественных произведений А. Успенская»Я не заноза»; Э. Успенский «Рыжий»; Э. Фарджен «Имена девочек», «Имена мальчиков».
Заучивание стихотворений, потешек: «Наша Таня громко плачет», «Мы с Тамарой ходим парой» А. Барто и др.).
Игры «Назови друга ласково», «А ты.».
Поисковая деятельность — объяснение значений имён (Виктория - победа.).
Материалы и оборудование: мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей», фотографии воспитателя в разные возрастные этапы. Аудиозапись «Книга ласковых имён» О. Кириллова.
Ход занятия,
Воспитатель (рассадив детей). Ребята, я вас вижу каждый день, знаю вас хорошо. Вас связывает много общего. Однако, каждый отличается своей внешностью, характером и именем. Да, у каждого есть имя. Сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.
Представьте, что в семье произошло радостное событие - на свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребёнку имя. Папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, а дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец на семейном совете решили мальчика назвать Серёжа! Что ж, это прекрасное имя!
И вам, ребята, родители дали такие красивые имена, и каждое имя означает то, какими хотели бы видеть вас ваши родители.
Сергей — высокочтимый.
Елена - светлая, сияющая.
-Денис, а что означает твоё имя? (жизнелюбивый, жизнерадостный).- В честь кого тебе дали такое имя? -Данила, а тебе нравится твоё имя? А что оно означает? (добродушный, решительный). - Данила, а как называют тебя в семье?
- Вика, что означает твоё имя?
- Оксана, тебе нравится твоё имя? Что оно означает?
- Тимофей - справедливый, правдолюбивый, скромный, вдумчивый. - В честь кого тебя назвали? (в честь дедушки.)
- Максим, нравится ли тебе твоё имя? Что оно означает?
В ходе беседы воспитатель выясняет у детей, почему им дали это имя, знают ли они, что означает их имя.
- Ребята, согласитесь, что каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Например:»Серёжа! Посмотри какую интересную книгу я купила!» или «Таня! Пойди погуляй с подружками». Как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени —Дима, а по кличке или по прозвищу к примеру «Пончик»? (Ответы детей).
- Правильно! Не понравится! Пусть ваш друг не слишком стройный, но высмеивать физические недостатки некрасиво! Запомните, дорогие уебята, ничто так не обижает человека. как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье. Послушайте стихи, посвящённые разным именам.
(Чтение стихов воспитателем).
- Имена бывают полные и уменьшительные. Полные — Татьяна, уменьшительное — Таня. Малышей часто называют ласкательными именами, образованных от полных. Например: от имени Татьяна ласкательные имена- Танечка, Танюша, Татьянка; Андрей - Андрюша, Андрейка.
- Максим, а тебя как мама и бабушка называют ласково?
- А Дениса? (Ответы детей).
Игра «Ласковое имя лучше мягкого пирога».
Вариант 1. Предложить детям назвать себя по имени ласково, как называет мама.
Вариант 2. Дети называют друг друга ласковыми именами.
Воспитатель демонстрирует детям свои детские фотографии и рассказывает:
- Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше имя. Это было так давно. Звали эту девочку ласково: Светуля. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы
догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя дочь называет меня «мама». Муж и друзья зовут Светлана. А в детском саду я для всех Светлана Александровна.
Наша Леночка в школе будет Еленой. Серёжа - Сергеем. А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Если папу у Дениса зовут Александр, то будет он Денисом Александровичем. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей. Если ребёнок затрудняется, вся группа помогает ему).
Воспитатель предлагает послушать, а затем обсудить, как один хороший человек расколдовал девочек.
Аудиозапись «Книга ласковых имён».
- А теперь предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» - «Как Незнайка сочинял стихи» (с последующим обсуждением).
- Понравились ли вам стихи Незнайки и почему? А как вы думаете, красиво ли давать друг другу обидные прозвища? Почему? (Воспитатель подводит детей к выводу, что у каждого ребёнка есть своё имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права).
Вспоминает с детьми о добрых отношениях между людьми (нужно вежливо обращаться друг к другу, ласково называя по имени).