Приложение МААМ

Классическая музыка как средство развития творческого воображения дошкольников

Наталья Кобякова
Классическая музыка как средство развития творческого воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие воздействует на общее развитие ребенка : формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Постепенно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных музыкальных видах деятельности : восприятия музыки, пения, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Научить ребенка понимать и любить музыку, (особенно классическую) возможно только в том случае, если он ее слушает часто, целенаправленно, переживает и анализирует ее. Поскольку современные родители уделяют общению со своими детьми недостаточное количество времени, первыми проводниками в прекрасный мир гармонии звуков становятся музыкальные занятия. Осознавая важность слушания музыки для развития творческого воображения ребенка нужно уделять должное внимание этому разделу занятия.

Публикация «Классическая музыка как средство развития творческого воображения дошкольников» размещена в разделах

целью моей работы с детьми является развитие творческого воображения дошкольников через восприятие классической музыки.

В процессе работы, решаются следующие задачи:

1. Развивать творческое воображение у дошкольников средствами слушания музыки;

2. Расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;

3. Вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;

4. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, движениях, инсценировках);

5. Воспитывать активного слушателя.

Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие музыки. При восприятии музыки дети различают ее настроение, элементы изобразительности, жанровые особенности произведения в теснейшей связи эмоций и мышления. Музыкальное мышление дошкольника – это осознание ребенком выразительности музыкального образа на основе различения их интонации, их смены и развития. Оно формируется в опоре на приобретаемый детьми музыкальный опыт в различных видах музыкальной деятельности, знания о музыке различных эпох и стилей. Важно постепенно, в образной форме дать представление детям о музыке, осознанию возможностей музыкально-выразительных средств. С помощью игр, бесед дети получают представления о высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальных и речевых интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Разные виды деятельности обладают своими возможностями в формировании музыкального мышления детей. Восприятие музыки – это активный процесс, требующий от ребенка включения внимания. Оно способствует и развитию воображения. Все компоненты музыкально- эстетического сознания: интерес к музыке, эмоциональное ее переживание, вкус, мышление, воображение – тесно связаны. Формирование начал музыкального мышления и воображения позволяет детям творчески воспринимать музыкальные образы.

Существуют различные виды музыкальных произведений. Они написаны в разных жанрах и формах. Музыка может быть вокальной и инструментальной, предназначена для сольного или ансамблевого исполнения. Различен и сам характер мелодии, и ее сопровождения. Все богатство и разнообразие музыкальных произведений требует к себе разную степень подготовленности восприятия. Поэтому нужно понять, что именно дошкольник может воспринять в музыке.

Музыка представляет собой временной вид искусства, в отличие от скульптуры и живописи. У нее есть особенность передавать эмоциональное состояние человека, его чувства, настроения, переживания, его внутренний мир. Также музыка может изображать конкретные явления мира – пение птиц, голоса животных (звукоподражание, шум воды, порывы ветра. Эмоциональная окраска таких произведений очень разнообразна. Пение птиц, голоса животных может быть и веселой, радушной, и грозной, тревожной. Музыка очень выразительна, выражает мысли, вызывает ассоциации. Но возникают они под средством активного восприятия музыки.

В целом выразительные свойства музыки достаточно постоянны. Например, грустная, печальная музыка воспринимается всеми людьми такой, хотя и вызывает разные эмоции и впечатления, музыкальные и внемузыкальные впечатления. Зависит это и от жизненного опыта, и от опыта восприятия музыки. К выразительности относится темп, динамика, регистр, фактура, ритм, гармония, лад, интонации, тембр и т. д. Музыкальный образ создается сочетанием этих средств.

Для решения поставленных задач мною разработана технология организации восприятия классической музыки, направленная на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Технология работы включает в себя следующие этапы:

1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки.

В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная аппаратура позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения. Видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой.

Мною подобран репертуар, в соответствии с возрастом дошкольников, который включает в себя произведения классической музыки всех эпох, доступный детям.

Музыкальный репертуар сгруппирован по темам: «Осенние контрасты», «Скоро Новый год», «Веселая зима», «Шутка в музыке», «Сказка в музыке» и другие.

Устраиваю экскурсии в детскую музыкальную школу, где проводится с детьми интересные беседы, концерты по слушанию музыки, в которых дети сами могут принять участие и даже поиграть на музыкальных инструментах.

На 2 этапе осуществляется накопления детьми музыкально-слухового опыта через различные формы работы с детьми. Это проведение традиционных, доминантных, тематических, интегрированных музыкальных занятий, а также в других видах деятельности - тематические концерты, восприятие музыки на праздничных утренниках, слушание знакомых произведений в группе.

Музыкальное произведение прослушивается на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы. Мы слушаем музыкальное произведение, прежде всего для знакомства с ним. Характер музыки дети передают в движениях танцев. Дети поют эти песни. Знакомство с произведением также осуществляется через игру на музыкальных инструментах в оркестре. Классическая музыка используется, когда мы играем в дидактические игры. Например, играя в дидактическую игру «Какая музыка», дети знакомятся с жанрами музыки.

На 3 этапе идет обучение детей приемам отражения результатов восприятия в различных видах творческой деятельности. Интеграция объединяет музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию. Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

Направления интегрированных занятий: музыка, рисование, живопись, поэзия. Сначала проводятся занятия по направлениям музыка-живопись, музыка-поэзия. Здесь мы знакомимся с музыкальными произведениями. Рассматриваем иллюстрации, читаем стихотворения, подобранные к музыкальному материалу.

А затем слушание музыки объединяется с творческим рисованием. В рисунках дети воплощают свои музыкальные впечатления, переживания, связанные с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления. Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Понятен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»

В театрализованной деятельности особое внимание обращается на развитие эмоциональной стороны музыкального восприятия ребят и умения создать игровой образ под музыку. Вместе с детьми поставлены музыкальные сказки : «Новый год пора встречать», «Кто сказал «Мяу»?».

4 этап – самостоятельное отражение продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной.

Педагоги включают музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Сделана подборка классических и народных музыкальных произведений, что позволило использовать музыку в ходе занятий в познания, формирования целостной картины мира, художественном творчестве. Основа музыкального произведения становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений.

Любимым видом музыкальной деятельности у детей являются праздники и развлечения. Классическая музыка звучит на праздниках, сопровождая танцы, и выступления детей. Здесь дети проявляют свои способности, умения, творчество, чувствуют себя свободно и раскрепощено.

Для активизации учебного процесса созданы наглядные пособия, такие как: дидактические игры, картотека композиторов и их музыкальных произведений, фонотека, иллюстративный материал.

По восприятию музыки, способствующей развитию творческого воображения дошкольников, выстроена систематическая планомерная работа. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – обязательное условие творческих проявлений детей в различных видах детской деятельности.

Слушая с детьми музыку, целесообразно не оставлять их пассивными. Для достижения поставленных задач, задействованы различные виды исполнительства. В них включены творческие задания, которые побуждают детей к выражению переживаний, музыкально-ритмических движениях, подпевании мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании.

Можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов детской деятельности. Таким образом, расширяя опыт ребенка, созданы прочные основы его творческой деятельности.

Публикации по теме:

Особенности музыкального развития детей старшей группы ДОУ Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование музыкальных способностей нужно.

Музыка в жизни дошкольника Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классическая музыка как средство развития творческого воображения дошкольников
Опубликовано: 19 января 2015 в 06:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классическая музыка как средство развития творческого воображения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кобякова (УИ 232338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД