Папки-передвижки

Классификация игр

Вера Кривошеева
Классификация игр

«Классификация детских игр и этапы её развития»

Рассмотрение этапов развития детской игры с неизбежностью приводит к рассмотрению проблемы поиска непротиворечивой и удобной в использовании классификации детских игр. Классификации, созданные разными авторами в разное время, опираются, например, на их развивающую роль, характер отражения действительности в играх или на чисто внешние признаки (возраст игроков, наличие или отсутствие игрового материала, количество игроков, место проведения, степень педагогического управления играми). Каждый из подходов в той или иной мере, имеет право на существование, а в совокупности они ещё раз подтверждают разносторонний и разнообразный характер детской игры.

Публикация «Классификация игр» размещена в разделах

Одна из первых попыток провести систематизацию детских игр принадлежит Ф. Фребелю. Согласно одному из её вариантов, все игры детей следует делить на:

• физические игры, развивающие силу и ловкость;

• игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух, зрение;

• умственные игры, требующие «обдумывания и суждения»

Ф. Кейра, рассматривая игры с точки зрения их практической пользы, делил все игры на шесть групп:

• подвижные игры, цель которых - развитие и укрепление мускулов ребёнка;

• воспитывающие чувства, которые развивают ловкость, верность взгляда, приучая определять расстояния;

• развивающие ум, которые служат развитию наблюдательности и суждения;

• эмоциональные, в них происходит развитие чувственности;

• артистические - подражательные, пластические, драматические и т. д.

К. Бюлер выделяет два рода игр. Игры первого рода называет «экспериментированием в игре»; в них ребёнок имеет дело с самим собой или товарищами. В их число включаются подвижные игры, а так же «аффективные игры» типа пряток жмурок и другие. Игры второго рода – «общественные» - это игры в борьбу, игры - подражания.

В. Штерн делит игры на одиночные и социальные. В ходе одиночных игр ребёнок устанавливает господство над собственным телом и над вещами, а так же разыгрывает роли, позволяющие уточнить представления о собственном «я» и его возможных превращениях. Первыми товарищами ребёнка в социальных играх выступают взрослые, но чем старше ребёнок, тем значительнее становится его интерес к детям.

С. А. Шмаков предлагает все детские игры условно делить на две большие группы: игры с готовыми правилами и «вольные» без установленных правил. Условность такого деления сразу же оговаривается самим автором, так как во всех играх присутствует вольное, творческое начало, и во всех играх есть элементарные условия-правила.

О. С. Газман тоже выделяет два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Первый тип игр – это большинство дидактических и подвижных игр. Развивающие (интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы); второй тип – игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.

В Основу одного из современных вариантов классификации детских игр С. Л. Новосёлова, не отрицая рациональности прежних подходов и стремясь осмыслить проблему детской игры с позиции реалий сегодняшнего дня и современного уровня научных знаний об игре, закладывает категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. Первый класс - игры, возникающие по инициативе самих детей; они являются своеобразной практической формой размышления ребёнка об окружающей его природной и социальной действительности. Второй - игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые). К детям они приходят от взрослых, но освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса. Третий – так называемые традиционные или народные игры, идущие из глубины этноса.

Достоинством этой классификации является, с одной стороны, подтверждение тезиса о непрерывности игры в жизни ребёнка, а с другой – возможность проследить, как на протяжении раннего дошкольного и младшего школьного возраста значительно изменяются детская потребность в игре и связанные с ней интересы; как появляются, исчезают, сменяя друг друга, или сосуществуют одновременно разные виды игр. Можно видеть, что одни игры характерны для определё нного возраста: сюжетно-ролевая игра четко локализуется в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет и затем практически бесследно исчезает, в то время как, например, игры-экспериментирования со специально предназначенными для этого игрушками, режиссерские и подвижные игры свойственны для всех возрастных групп, но при этом их содержание, разумеется, меняется.

Умение играть ребёнок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребёнок – это без сомнения, играющий ребёнок. Полноценная игра как детский вид деятельности может развиваться только под воспитательным влиянием среды и направленного формирования игровой деятельности взрослыми.

По мнению В. Штерна – развитие игры ребёнка проходит такие же этапы, как завоевание им пространства: исходя из собственного «я», оно распространяет свою деятельность концентрическими дугами на более широкие области.

Из опыта работы хотелось бы отметить четыре этапа развития игры.

2,5 – 3 года – это игры с предметами. Они отличаются примитивностью сюжета, однообразием действий с предметами, сравнительной непродолжительностью. Здесь дети играют, в основном, поодиночке.

3-4 года – образно – ролевая игра. Её отличия в том, что ребёнок принимает на себя своеобразную роль и, воспроизводя какое-то специфическое действие, ведёт себя так, как полагается действовать воображаемому объекту.

Следующий вид игры -сюжетно-ролевая. она возникает на основе предшествующей предметной и образно-ролевой игр (4-5 лет, Этим играм свойственны игры воображения и подражания (игры в семью, магазин, парикмахерская, железная дорога и т. д.

К концу дошкольного периода (6-7 лет, появляется ещё один вид игры – игры с правилами: игры-соревнования, традиционные (народные, строительные, драматические и т. д. Деятельность детей в них приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности – учебной.

Представленная последовательность смены игр и развёртывания игры как детской деятельности носит в целом логичный и естественный характер. Все ранее освоенные виды детской игры не исчезают, они продолжают развиваться, становясь более сложными и более совершенными по мере развития самого ребёнка.

Таким образом, даже краткий анализ детской игры, её видов и этапов развития, с одной стороны, вводит нас во внутренний мир ребёнка, помогает глубже понять особенности и своеобразие детства в целом, а с другой – убеждает в том, что она действительно выступает естественной потребностью ребёнка, уникальным явлением социальной жизни. Игра в прошлом и настоящем существует и как самостоятельный вид человеческой деятельности, и как составляющая других видов деятельности (учения, искусства, спорта, и другое).

Используемая литература: Степанова О. А. «Развитие игровой деятельности ребёнка». М. : ТЦ Сфера, 2009 (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

Публикации по теме:

Картотека пальчиковых игр Развивающие игры для детей, а именно пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве.

Центр развивающих игрЦентр развивающих игр Все мы хотим видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшиеся личностями, чтобы они чувствовали себя свободными.

Фотоотчет о проведении подвижных игр и игр эстафет в средней группеФотоотчет о проведении подвижных игр и игр эстафет в средней группе Отчет о проведении подвижных игр и игр эстафет в средней группы, согласно плану проведения месячника военно-патриотической работы. Первого.

Характеристика детских игр. Классификация игр дошкольников Характеристика детских игр (классификация игр дошкольников). Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский.

Характеристика и классификация детских игр народов Крыма Бокач Наталья Борисовна Bokach Natalia Borisovna ГБОУ ВО РК КИПУ, студентка 5 курса, ЗДО факультет психологии и педагогического образования.

Характеристика и классификация музыкальных игр для дошкольников Характеристика и классификация музыкальных игр Одним из важных теоретических вопросов в педагогике и психологии была и остается — детская.

Картотека игр со сказками «Заюшкина избушка» Программное содержание: 1. Прививать интерес к театрально-игровой деятельности. 2. Развивать у детей умение разыгрывать.

Картотека народных игрКартотека народных игр Картотека народных игрРусские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались.

Картотека занимательных игр Уважаемые педагоги и родители, предлагаю вашему вниманию занимательные игры, которые помогут вам и вашим детям снять эмоциональное напряжение,.

Задачи дидактических игр В каждой дидактической игре содержится своя задача. Ее решение требует от ребенка определенной умственной работы. Дидактические игры могут.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Классификация игр
Опубликовано: 12 сентября 2017 в 13:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД