Светлана Белоброва
Классификация занимательного математического материала (консультация для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду широко используются занимательный математический материал. Главное место в жизни ребенка - игра. Это основная деятельность, непременный спутник жизни. Познавательное значение имеют игры для развития интеллектуального уровня дошкольников, которые развивают психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, а также способствуют развитию важных качеств личности-самостоятельности, любознательности, сообразительности, наблюдательности, усидчивости, работоспособности.
Публикация «Классификация занимательного математического материала (консультация для воспитателей)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты уроков
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дидактические игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к
исследовательскому и творческому поиску. В дидактических играх формируют правильные взаимоотношения между детьми: умение играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, преодолевать трудности, проявлять самостоятельность.
Психологические и педагогические исследования, педагогическая практика доказывают возможность формирования активности и самостоятельности в мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через дидактическую игру. Познавательные дидактические игры в старшем дошкольном возрасте оказывают огромное влияние на формирование произвольного правильного поведения, организованности отношений содружества между детьми. Игры делают процесс познания интересным, занимательным, а значит и успешным.
Таким образом, учитывая значение познавательных математических игр и используя их как средство воспитания, обучения и всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, рекомендуется организовывать игротеки.
В младших группах целесообразно использовать игры на развитие сенсорных способностей:
- крупные мозаики, крупный строительный материалы,
- игры-вкладыши «Шар», «Яйцо», «Пирамидки», «Матрешки», «Кубики»,
- полифункциональные панно по темам,
- игры на ознакомление детей с формой, цветом, величиной,
В старших группах весь игровой дидактический материал надо расклассифицировать, выделить в нем три основные группы:
A) математические, развивающие (логические) игры, задачи, упражнения,
Б) развлечения,
B) дидактические игры и упражнения.
Основанием для выделения групп является характер и назначение материала, для того или иного вида.
Классификация дидактических познавательных математических игр.
Игры на плоскостное моделирование : «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломки Пифогора», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Пентамино», «Архимедова игра», «Сложи узор», «Сложи квадрат».
Игры на моделирование из объемных фигур: «Куб-хамелион», «Уголки», «Кубики для всех», «Собери призму», «Кубики и цвет», «Кирпичики», «Кубик Рубика»,
Игры на перестройку фигур и передвижение их: «Поменяй местами», «Сделай также», «Четыре по четыре», «15», «Составь картинку».
Игры на построение фигур с использованием спичек, счетных палочек, шнуров, ниток, проволоки с решением следующих задач: а)задачи на построение простых фигур,
- по стороне (например построить треугольник со стороной в два палочки,
- по общему количеству палочек (например, построить треугольник: из шести палочек,
б) задачи на построение сложных фигур (составление из нескольких простых, имеющих общую вершину или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга,
в) задачи на преобразование фигур типа:
- добавь (убери). палочек так, чтобы.
- переложи палочки так, чтобы …
Развивающие игры:
«Логические кубики», «Кубики и цвет», «Лото», «Домино», «Шашки», «Шахматы».
Игры, подготавливающие к игре в шашки и шахматы: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Леопард и зайцы», «Квартет», «Мельника», «Построй узор,фигуру», «Уголки», «Войско»,
- компьютерные игры,
- набор конструкторов,
- наборы мозаик.
Игровые лабиринты, игры на нахождение пути следования, признаков сходства и различия:
«Кто сеет морковку», «Найди дорожку», «Найди дорожку», «Найди одинаковы», «Чем похожи и чем отличаются?», «Найди лишнюю», «Найди недостающую в ряду», «Эрудит».
Логико-математические игры.
Наиболее эффектным пособием являются логические игры, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.
Играя с блоками Дьенеша, дети выявляют свойства, абстрагируют их, сравнивают, классифицируют по нескольким определенным признакам, обобщают, кодируют и декодируют, решают разнообразные логического характера задачи.
Игра "Палочки Кюизенера"
Палочки позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность, самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Игры «Воскобовича», «Чудо- крестики», «Пять математических картинок», «Живой квадрат», «Цветовым часы», «Эстафета».
Игры на усвоение алгоритмов.
Дети должны последовательно выполнить действия по определению знаковым обозначениям («Построим лес», «Вырастим дерево», «Выполни и не ошибись» и др).
В предметно развивающей среде желательно иметь подборку развлекательного материала (загадки, задачи - шутки, головоломки, математические фокусы, вопросы - шутки).
Содержание этого материала периодически меняется, чтобы дети при разгадывании, применяли усилия, сообразительность, находчивость.
Предметно-развивающая среда - это содержательная жизнь ребенка в дошкольном учреждении. Она может самый различный неповторимый дизайн, соответствующий психолого-педагогическим и эстетическим требованиям, быть комфортной, универсальной, дает возможность решать воспитательно-образовательные задачи, способствовать развитию интеллектуально-познавательной деятельности.