МААМ-картинки

Классный час «Имам Шамиль»

Хавра Умаханова
Классный час «Имам Шамиль»

Министерство образования р. Дагестан

МКОУ "Прогимназия№10 "Сказка"

Классный час

посвященного памяти

Имама Шамиля

подготовили и провел :Умаханова Х. А.

2016г

Звучит аудиозапись.

1-Вед. : 4 февраля 1871 года в священной Медине скончался имам Шамиль.

Богобоязненный раб Аллаха, всю жизнь посвятивший поклонению Всевышнему и защите Его религии, предстал перед Всевышним. Похоронили имама на кладбище "Джаннат аль-Бакия", где имеются могилы близких людей Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников. От данной скорбной даты нас отделяет целых 142 года. Это небольшой срок.

Публикация «Классный час „Имам Шамиль“» размещена в разделах

2-Вед. : Эпоха Шамиля - наша современность. Она никогда не потеряет свою значимость, величие, также, как и личности тех, кем ознаменована эта эпоха. Имам Шамиль и его мюриды на протяжении десятилетий совершали настоящий вооруженный газават, они не искали славы, богатства - ничего мирского. Их души были устремлены к Всевышнему - они защищали религию Аллаха и свою родину от насильников и варваров, ибо в таком обличии явились на Кавказ войска царизма. И эта была справедливая, священная борьба.

Лабазанова Мадина- Восседает одиноко на скале имам Шамиль

Он – в раздумий глубоком, белый свет ему не мил.

Исподлобья озирает он угрюмые хребты.

Стража чуткая готова вмиг на зов его прийти.

Замер он, как изваянье, лишь дыханье выдает

Дум и чувств его смятенье, и клинок блеснет вот-вот.

Красен плащ, бела черкеска, вьется по ветру чалма,

В рыжей бороде сединки, а в ладони - торлама.

1-Вед. : Имам Шамиль – великая личность в истории человечества. О нем невозможно говорить без употребления эпитетов превосходной степени. Имам Шамиль человек с большой буквы, великий предводитель, полководец, тарикатский шейх, ученый-богослов, политик, идеал для подражания и национальный герой Кавказских народов. Его особенностями были глубокая богобоязненность, справедливость, искренность, любовь к своему народу.

Если говорить о земной славе и восхищении людей, то все это возникло вне зависимости от желаний имама и его соратников. Многие мыслители и личности мирового уровня признали национально-освободительную борьбу кавказцев под предводительством имама Шамиля исключительной, не имеющей аналогов. Нередки выводы такого рода: " Не было в мире полководца, как великий имам, шейх Шамиль "

• Муз. номер

2-Вед. О некоторых "земных" последствиях Кавказской войны выдающийся шамиловед Расул Магомедов пишет следующее:

"В ходе этой многолетней борьбы дагестанцы, как никогда прежде, ощутили себя единым народом с общей исторической судьбой, с большими духовными ценностями, живущими в общем доме - Дагестане. Это было настоящее обретение, осознание себя. Своей борьбой они добились от империи сохранения своих традиционных форм общественной жизни - общинного самоуправления и шариатского права вместо имперских законов, исконных форм делопроизводства на арабском языке, традиционных форм начального образования, свободы исповедания Ислама, свободы от воинской повинности, почти символического размера казенного налога в несколько раз меньше того, что платят крестьяне. Все это было закреплено в системе "военно-народного управления", охватывавшей горную часть Дагестана и другие населенные горцами земли Кавказа. Этим власти признали необходимость считаться со своеобразием страны, с особенностями и историческим наследием ее народов. Почти ни один народ, включенный в состав Российской империи "мирным путем", не имел подобных прав. Это означает, что горцы не получили их в подарок, а завоевали в ходе отчаянной полувековой борьбы. Так можно ли после этого считать эту борьбу "напрасной", а итог ее - безусловным поражением?"….

Джавтаева Хава-«Став после мученической смерти имама Хамзата новым имамом в 1834 году, Шамиль объединил почти все народы Дагестана под своей властью. В те годы он командовал армией, в которой было до шестидесяти тысяч воинов. Эти воины были лучшими на Кавказе. Шамиль — настоящий скульптор, желавший вылепить великий и красивый Дагестан. Его фигура сейчас удивляет своей величиной, многогранностью». Сатубалов Ахмед- «История Дагестана насчитывает много веков. В этой истории было много войн, возникало много религий, складывалось много государств и кочевых союзов. Было много героических страниц и много героев. Но, ни одно имя, ни один подвиг не могут сегодня сравниться в дагестанском сознании с именем Шамиля. Имя Шамиля воспринимается неоднозначно в Дагестане и в остальной России. Это и понятно, ведь жизненный путь этого человека прошел по линии векового продвижения России на юг и борьбы кавказских народов за независимость. На линии разрыва, фронта и ненависти был Шамиль. Его воины сражались с русскими. Это Шамиль годами удерживал неприступные горные крепости, отбивая атаки русских войск, громил русские колонны в ущельях, устраивал кровавые вылазки в тыл русским частям».

• Муз. номер.

ШАМИЛЬ

Из всех Кавказа страшных скал,

В каких опасность век таится,

Прочнее мир еще не знал,

Чем воля Шамиля-провидца.

Шамиль-то новый наш пророк,

Что сам борьбу возглавить смог

И гордо Николаю

Мистический гонец Аллаха

Сказал раскольнику без страха:

«Не дам без боя края».

Пост и священная молитва

Дают ему отвагу в битве

Не пасть смертям назло,

Над пулей и огнем смеяться,

Душой-бронею защищаться

И сохранять тепло.

В горах, что порождают гром,

Он укрепил очаг и дом

В стремнинах Дагестана,

Что средь природы вечной силы

Становятся чужой могилой

Незваного Титана.

В облаве армии враждебной

И ядр, что смертью неизбежной

Грозят ему в пещере,

Он лихо вдохновляет горцев,

По кратерам огня несется,

Мир, обновляя верой.

В моменты схваток рукопашных,

Подобно Эвменидам страшным,

И с ужасом в глазах

Горянки валуны вращают,

Родных детишек убивают,

Чтобы не жить в рабах.

Он с яркой рыжей шевелюрой

И с синим взглядом без прищура

Народ спас от бесчестья,

Оставил Север без защиты

И независимый, небитый

Несется в поднебесье.

И Запад поднялся стеною

Против царя с его мечтою

Наследный трон занять.

Султана и Европы наций

Границы будут укрепляться

За Шамилеву рать.

Начнется обновленья фаза

На склонах древнего Кавказа.

И Николай поймет,

Что честолюбие задето,

А Прометей - Шамиль сквозь лета

Ввысь ястребом взметнет.

Вед.

Когда в октябре 1859 г. Шамиля пригласили посетить Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, ему были показаны книги на 22 языках, написанные о нем, изданные в разное время на русском, английском, шведском, датском, немецком, польском, венгерском, французском, голландском, итальянском, латышском и других языках. Видимо, это понравилось имаму, он долго рассматривал свой портрет, помещенный в одном английском издании. При прощании директор библиотеки спросил Шамиля, что ему более всего понравилось здесь.

«Осмотр мой, – отвечал имам, – был слишком быстр, чтобы я мог сказать, что здесь всего примечательнее, но более всего меня поразила возможность собрать в одном месте столько источников знания. ,».

Суть следующего конкурса заключалась в том, чтобы учащиеся могли отобразить то, что они понимают о Шамиле и его времени. Принявшие участие классы очень постарались, и мы не смогли оставить их труд без внимания. Для каждой работы мы нашли свою номинации.

• Муз. номер

1-Вед. Шамиль – романтик, философ, воин. Как горный орел, умевший видеть и высоту неба, и крутость гор, и глубину ущелий. Как сильный и внезапный ветер, как точная и яркая молния. Представляем вашему вниманию строки из письма очевидца, который видел, как сдавался Шамиль.

ЧАСТНОЕ ПИСЬМО О ВЗЯТИИ ШАМИЛЯ

«Мне страшно и даже совестно приниматься за такое бесконечное письмо; мы столько объехали и столько видели интересного в течении месяца, увенчавшегося самым благополучным, счастливым и блестящим окончанием экспедиции, что я боюсь оказаться совершенно неспособным передать как следует свои впечатления. Надо приняться за старое и вернуться к тому периоду экспедиции, когда еще все оставалось впереди, в неизвестном будущем, и я прошу не обращать внимания на формы моего слога, потому что перо мое слишком туго скользит по бумаге, чтобы поспевать за столпившимися в моей памяти фактами и свежими воспоминаниями. ….25 август 1859 год. Подъезжаем наконец к аулу, от которого отделены глубоким оврагом. Шамиль там! Останавливаемся на лесистом холме. В аул брошено несколько бомб, и кругом стоит на всех холмах, во всех оврагах 8.000 войска. За нами в лесу стоит цепь, потому что мюриды еще рыскают и прячутся по пещерам. Шамиль присылает своего приближенного Януса, чтобы удостоверится, здесь-ли сам главнокомандующий и вступить в переговоры. Ему ведено передать, чтобы он тотчас сам явился, что его жизнь, семейство и имущество обеспечены и что других условий нет. Шамиль говорит, что его убьют, если не удалят войска. Ему говорят, что этого быть не может. Проходит 1 час. - Шамиль не выходит. Генералы просят штурмовать аул; но К. Б. говорит, что хоть-бы до завтрого надо дождаться. Вдруг по всей горе грянуло восторженное, дикое "ура" - Шамиль выходит из аула, а за ним человек 60 вооруженных мюридов. На половине дороги мюридов останавливают, и Шамиля ведут одного, однако при оружии. Князь Барятинский жалел старика, крестился и благодарил Бога, что все так благополучно кончилось. Он сидел на скале, с протянутою на стуле ногою; мы все стояли возле, и кругом цепь драгун. Шагах в 6 остановили Шамиля. Лицо у него прекрасное. Рост мужественный, большая борода; он был в зелёном, и большой белой чалме с хвостом. Лицо было очень бледно, и губы его дрожали, но голос был тверд. Он стал припоминать старое, об том, что Русские его обманывали и что вероятно и теперь убьют. Его успокаивали и говорили, что неприлично и неосновательно так о Русских отзываться. Торжественно и странно было слышать этот разговор, иногда дерзкий со стороны Шамиля. Имам в наших руках не сон-ли это! Он заговорил о Турции и об обещании его туда отпустить. - "Я тебя звал к, себе" - сказал ему Князь Барятинский - "и предлагал тебе условия. Ты не поверил, теперь я пришел к тебе, и условий быть не может, а ты можешь только надеяться на милость твоего государя". Потом опять уверил его, что его жизнь и семейство в безопасности.

• Муз. номер. 2-Вед Большой интерес представляет оценка западноевропейскими историками, специалистами деятельности и личности Шамиля. Известный немецкий путешественник говорил об огромной роли Шамиля в объединении горцев Северного Кавказа, в создании государственного строя.

Другой историк отмечал заслуги Шамиля не только в роли полководца, но и в качестве руководителя государства, законодателя, духовного главы. Даже те из авторов, которые считали завоевательную политику русского царизма правильной, были вынуждены признать Шамиля храбрым, мудрым, талантливым человеком, достойным предводителем горцев.

Шираева Калимат-Отрывок из поэмы «Уздень»

«Тогда со стороны имама к русским послали Юнуса Чиркеевского… Вернувшись, Юнус принес известие о том, что русские хотят, чтобы имам прибыл к наместнику для устных переговоров с ним и чтобы он сообщил наместнику о своем положении и пожеланиях».

- Ждут мира, вечным пламенем объяты,

Отечество и сердце. Посему

Врагу поверим вновь, но в аманаты

На этот раз я сам пойду к нему,

Опять поверив на слово, но слово

Последнее – за мной. А если к нам

Старуха-Ложь стучится в платье новом,

Да разве я – последний ваш имам!

Придет другой, и будет все, как прежде.

Я стар, что остается старикам!

Юнус, пойдешь со мною. Вся надежда

На твой кинжал…

- На мой кинжал, имам!

- Жди знака, чтоб спасти от униженья

И честь мою, и прожитую жизнь.

Вздохну я грудью – в это же мгновенье

Бей в сердце мне, Юнус, не промахнись!

Не обережены мы от подвоха,

Случись ему - не дай упасть мне ниц

Живым.

Итак, запомни, после вздоха

Бей в сердце мне, Юнус, не промахнись…»

Муз. номер.

2-Вед-Признавая Шамиля выдающимся военачальником и государственным деятелем, общественность России и Европы желала иметь его изображение, знать, как выглядит этот загадочный горец из Дагестана. Откликаясь на это, художники России и других стран создавали портреты Шамиля, руководствуясь лишь заочным, часто эмоциональным представлением о нем.

После пленения, по пути в Санкт-Петербург, в Чир-юрте была сделана вынужденная трехдневная остановка, где в то время квартировал 44-й Нижегородский драгунский полк. Остановились в доме командира полка графа Ивана Григорьевича Ностица.

Перед отъездом Ностиц начал уговаривать имама позировать ему. Шамиль не понимая, чего от него хотят (даже с помощью переводчика) однако согласился, не желая обидеть гостеприимного хозяина. Карета была уже готова для отъезда, времени было мало. Шамиль сидел неспокойно : тревожно озирался, постоянно брался за рукоять кинжала и поэтому, к большой досаде фотографа несколько фотопластинок было испорчено».

Рамазанов Мухамедамин-Воспоминания графа Ностица:

«Надо ли говорить, что обстановка спешности мне очень мешала. Вскоре я сам начал нервничать. Однако уже твердо для себя решил: имам не покинет моей квартиры не оставив на стекле своего изображения. Но второпях, оказывается, я долго не замечал, что лицо Шамиля во время съемок выражало далеко не дружелюбное ко мне расположение, а его кинжал уже вытащен был до половины. Принес я из лаборатории новое стекло, заложил в камеру - и опять неудача: во время фотографирования имам неожиданно повернул голову. Ну, словом, надо было готовить новую пластину. Но на этот раз, идя в лабораторию, я случайно обернулся назад и увидел перед собой картину отнюдь не мирного свойства: из-за кустов и каменной ограды моего сада, нисколько не таясь, высовывались драгуны с ружьями в руках. Что ж, их можно было понять. Драгуны были старослуживые, многие из них по десятку лет и более прослужили на Кавказе, участвовали в штурмах Ахульго, Дарго, Чоха, но никогда не видели «повелителя гор и борца за веру, о котором столько наслышаны. И вот сейчас такой случай представился. Ну, конечно же, драгуны с ружьями и смущают больше всего Шамиля, - догадался я, и, извинившись перед имамом, мгновенно удалил их всех. Шамиль, верно, тоже поняв, что эпизод с драгунами - какое-то нелепое недоразумение, успокоился, и я, наконец, смог без особого труда снять с него портрет.

Сразу же после съемки, пригласив Шамиля и его сына в свою лабораторию, я начал в их присутствии обрабатывать пластину. Постепенное появление своего изображения на стекле очень поразило Шамиля, хотя он старался как-то скрыть это свое удивление. Зато Гази Магомед не выдержал и от радости, высоко вскидывая руки, начал отплясывать лезгинку. Я испугался, как бы длинными рукавами своей черкески он не свалил случайно на голову отцу какую-нибудь банку с азотной или серной кислотой. В темноте начал искать дверь, чтобы вытолкнуть Гази Магомеда из лаборатории, но второпях никак не мог найти».

• Муз. номер.

2. Вед-У Шамиля было 10 детей.

5 сыновей: Джамалудин, Гази-Мухамад, Саид, Мухаммад-Шапи и Мухаммад-Камиль.

5 дочерей: Написат, Патимат, Нажабат, Баху-Меседу, Софият

Воевал Шамиль до шестидесяти лет, из них двадцать лет будучи имамом. В 1853 году, во время Балканской войны, когда Россия была ослаблена и Шамилю обещали военную помощь турки, имам поверил, что настал час победы. Его победоносное нашествие на Грузию почти уже предвещало скорый успех. Но все сложилось иначе. Сила русского оружия победила. Шамиль с немногими уцелевшими и преданными бойцами был блокирован большой русской группировкой генерала Барятинского в горном селении Гуниб. Оборона дерзких горцев была сломлена огнем артиллерии и натиском пехоты. Сам Шамиль укрылся в мечети, где уже затягивал на себе "пояс смерти", готовясь покинуть поле боя, как подобает герою. Но судьба и здесь сделала исключение для своего любимца. Князь Барятинский успел его взять в плен живым. Но Шамиль не был предан позору. Россия обошлась с плененным имамом очень уважительно.

В память об Имаме Шамиле :

• Проспект имама Шамиля - с 1997 года название проспекта Калинина г. Махачкала;

Шамильский район - с 1994 г. название Советского района Дагестана;

Шамилькала - с 1990 г. название поселка гидростроителей Светогорск в Унцукульском районе;

• колхоз имени имама Шамиля - колхоз с. Аргвани Гумбетовского района;

• проспект имама Шамиля - проспект в г. Кизилюрт

• улица Шамиля - улица в г. Избербаш

• Танковая колонна «Шамиль» - действовавшая в составе частей Красной армии в годы Великой Отечественной войны.

• Муз. номер

1-Вед. Проведение мероприятий посвящённой памяти Имама Шамиля в нашем лицее стало уже давно традицией. Но таких открытых вечеров с привлечением, таких важных гостей ещё не было. И я, надеюсь, что это будет не единичный вечер, а тоже станет нашей доброй традицией.

Ведь и сегодня Шамиль продолжает волновать ученых, поэтов, писателей, художников, политиков. Слово об имаме Шамиле еще впереди, а поэтому история человека-легенды еще не дописана.

Спасибо всем за внимание!

Присутствовали 26уч.

Участвовали 11уч.

Публикации по теме:

Классный час для 1 класса «Мы в библиотеке» Классный час на тему «Мы в библиотеке» для 1 класса. Подготовила: Сухоставская И. А. Цель: приобщение школьников к миру книжной культуры,.

Классный час в 1 классе «Добро и зло» Тема: «Добро и зло» Форма: Классный час. Класс: Первый. Цели: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; 2. На примере.

Классный час «Марафон дружбы» Классный час: «Марафон дружбы» Цель: Воспитание толерантной личности, готовой жить и полноценно взаимодействовать в коллективе. Задачи:.

Классный час «Моя родина-Россия» Цель: расширить представления детей о стране, в которой они живут; -познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном;.

Классный час «Моя семья» Классный час "Моя семья" Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье. Задачи: • Образовательная: расширить знания.

Классный час «Разрешение конфликтов в классе» Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и.

Классный час. ФотоотчетКлассный час. Фотоотчет В ГБОУ Школа 2044 ДО 2701 в группах средняя,старшая,подготовительная,был проведён классный час!За этот час дети смогли побывать на севере.

Классный час «Выпускной в 4 классе» В нашем классе 2 Максима Коля, Валя, Влад, Данила А за ними Ангелина, Самат, Степа,и Алина Есть еще 2 Даниила, Ильяс, Яна и Ирина И конечно.

Классный час «Здравствуй, 3 класс!» Задачи 1. Поддержать у детей ощущение праздника от встречи со школой, создать настрой на учебную деятельность. 2. Помочь быстрее адаптироваться.

Классный час «Толерантность» Воспитательный час «Толерантность» Цель: Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная.

Автор публикации:
Классный час «Имам Шамиль»
Опубликовано: 3 января 2019 в 10:04
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД