МААМ-картинки

Конспект классного часа «Поговорим об ответственности»

Елена Попкова
Конспект классного часа «Поговорим об ответственности»

Рассмотреть с детьми содержание понятия «ответственность».

Способствовать развитие у школьников чувства ответственности. Содействовать формированию у детей анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий. Убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

Ход мероприятия:

Оргмомент

Начинаем классный час.

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать.

Разминка.

Игра «Паровозик» Условия проведения:

Публикация «Конспект классного часа „Поговорим об ответственности“» размещена в разделах

Все участники строятся у доски по командам в затылок друг другу. Руки кладут на плечи впередистоящего соседа.

Глазки открыты только у водящего, а у остальных закрыты. Водящий ведёт свой паровозик по классу и рассаживает по местам. Вы должны чётко выполнять его команды. Глазки можете открыть только когда сядете на своё место.

- Молодцы. Все паровозики добрались до места назначения.

Обсуждение игры:

- Как вы чувствовали себя в этих ролях?

- Кто, на ваш взгляд, нёс большую ответственность в этой игре? - Почему вы так считаете? Докажите.

Подведение итогов игры.

Обсуждение слов:

Ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и за который несёте ответственность.

- как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?

- Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа, опираясь на игру и слова.

Работа с толковыми словарями – практическая работа в группах.

Тема: «Поговорим об ответственности»

- Что значит быть ответственным?

- Найдите в толковых словарях определение, что такое вообще «ответственность»?

(Устные ответы – зачитывание определений из словарей разных авторов)

Ответственность – это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.

Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.

Ответственность – это категория этики, характеризующая личность.

Коллективное обсуждение ситуаций

Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

Я прочитаю вам ситуации, а вы решите, кто поступает ответственно, а кто – нет.

1 ситуация

Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

- Кто поступает ответственно?

- Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

- Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.

2 ситуация

Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.

Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.

- Кого можно назвать ответственным? Почему?

- Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?

- Кого из них можно назвать самостоятельным?

- Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?

- Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…

(рассказы детей)

- Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?

Соотнесите это чувство с цветом. Покажите листок.

- Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?

Вывод:

– проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.

- Какие чувства вы испытывали, когда поступали безответственно?

- Соотнесите эти чувства с цветом? Покажите листки.

-А какой вывод можно сделать о безответственности?

Вывод:

-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.

3 ситуация

Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

- Как ответит самостоятельный ученик?

А) Я не приготовил его с вечера.

Б) Мама не положила его мне в сумку.

Вывод:

Самостоятельный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого человека.

Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.

- А какие обязанности у родителей?

- Перед кем они ответственны?

- Если вы не знаете, как поступить, то, что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

Минута отдыха

Игра «Могу и делаю»

Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте и делаете шаг вперёд, а если не делаете, то садитесь и ничего не говорите.

- Вы сами всегда одеваетесь;

- Часто сваливаете свою вину на других;

- Сами наводите порядок в своей комнате;

- Вначале закончите работу, а потом играете;

- Сами всегда собираете портфель;

- Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;

- Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;

- Сначала думаете, а потом делаете;

- Сначала делаете, а потом думаете.

Молодцы! Все справились с заданиями, значит, отнеслись к игре ответственно.

Виды ответственности

Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида :

- Личная, ответственность перед собой (Я);

- Ответственность перед другими (Другие);

- Ответственность к делу (Школа).

Вывод:

– Делай всё как можно лучше. Каждый день.

– Думай, прежде чем сказать. - Думай, прежде чем решать.

- Кончил дело, гуляй смело.

- Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Не лежи на печи, если хочешь есть калачи.

1 группа

Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком?

(Из-за непослушания)

2 группа

Что заставило царя в сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок» прыгнуть в кипящий котёл?

(Зависть к красоте и молодости Ивана)

3 группа

Какая черта характера девочки, привела к трагическим событиям в сказке «Красная шапочка»?

(Болтливость)

4 группа

Что погубило раджу – героя мультфильма «Золотая антилопа»?

(Жажда наживы)

Работа над пословицей

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

– Как вы понимаете пословицу?

- Возможно ли избежать ошибок в жизни?

- Что хуже: ничегонеделание или ошибка?

Вывод: (учитель)

А вы знаете, ребята, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, а в некоторых случаях даже и уважать.

- Вспомните прочитанные произведения, какой сказочный герой достоен уважения, несмотря на его глупость, легкомыслие, безответственность?

(Буратино)

- Докажите.

Вывод:Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения.

Предлагаю ещё разобрать ситуации:(на доске)

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника :

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же и дальше. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Практическая работа (Лист висит на доске и дети выполняют задание)

Посмотрите на доску. На доске указаны слова.

Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый

- Что они обозначают?

- Определите, что мы будем рисовать, используя эти краски?

А теперь я попрошу выйти к доске детей, которым я дала кисточки. Нарисуйте радугу на листе, но каждый из вас должен использовать только одну краску.

- Почему детям так быстро удалось нарисовать радугу?

- Виды какой ответственности присутствовали при выполнении этого задания?

- Что случилось бы, если бы, один из учеников отказался рисовать свою полоску?

(Радуга бы не получилась)

- Как поступил бы ученик?

(Безответственно)

- По отношению к кому он поступил бы безответственно?

Рефлексия

- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

- Чем вам было полезно это занятие?

- А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?

Публикации по теме:

Конспект беседы «Поговорим о маме»Конспект беседы «Поговорим о маме» Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме. Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя; развивать словарный запас (нежная,.

Конспект классного часа для 3 класса «День знаний» День Знаний во 3 классе. 2018-2019 учебный год Цель мероприятия: воспитание у учащихся положительного отношения к своей школе и получению.

Конспект классного часа «Мы за здоровый образ жизни!» Классный час «Мы за Здоровый Образ Жизни!» Девиз: Скажи : Да! Здоровому Образу Жизни Цели: воспитывать культуру здоровья; обобщить представления.

Конспект классного часа для младших школьников «Цветок здоровья» Классный час «Цветок здоровья» (для младших школьников) Цель: формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой.

Конспект классного часа для младших школьников «Путешествие по городу Здоровейску» КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ» Цели: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой.

Конспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 классаКонспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 класса Цели: формировать представления о традициях и обычаях празднования Рождества; рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня; воспитывать.

Сценарий классного часа для начальных классов «Первый президент Республики Саха (Якутия)» Цель классного часа «Первый президент РС (Я)» Образовательная: • познакомить ребят с жизнью выдающейся личности - первого президента РС (Я).

«Самые добрые руки». Сценарий классного часа в 1 классе, посвященного Дню матери Сценарий классного часа в первом классе, посвященный Дню Матери «Самые добрые руки» Цели: учить детей выражать свои чувства.

Сценарий праздника-классного часа «Посвящение в первоклассники» Праздник посвящения в первоклассники Цели: 1. адаптация первоклассников в школе. 2. повышение мотивации обучения. 3 формирование и сплочение.

Конспект классного часа «Я выбираю спорт» Занятие «Я выбираю спорт» Спорт- это здоровье, победа, удачи. Всегда заниматься! А как же иначе! Ходьба, бег на месте, прыжки и поход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект классного часа «Поговорим об ответственности»
Опубликовано: 29 февраля 2020 в 13:11
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД