Татьяна Охрименко
Классный час «СМИ и Я». Информационная грамотность и безопасность (3–4 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час
СМИ. Информационная грамотность и безопасность.
«СМИ и Я»
(3-4 класс)
Цель: способствовать формированию информационной грамотности; критического отношения к СМИ
Материалы: карточки для деления на группы, карточки для обозначения групп, «чёрный ящик», ватман для оформления проектной работы, листы А3 – 3 шт., клей-карандаш (по количеству детей, карточки – наклейки, карточки для голосования («+», «-», маркер.
Технические средства: мультимедийный проектор, экран, компьютер с колонками.
Публикация «Классный час „СМИ и Я“, Информационная грамотность и безопасность (3–4 класс)» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Экранно-звуковые пособия: музыка для фона (при работе над проектом, мультимедийная презентация.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети заходят в класс. Берут карточку. Рассаживаются в группы в зависимости от полученной карточки. Парты расставлены для работы в трёх группах.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна. Рада вас всех видеть.
- Сегодня нас ждёт очень интересное и в то же время важное занятие.
- Но прежде чем мы начнём, я порошу вас встать. Опустите головы вниз. Теперь поднимите головы, постарайтесь встретиться с кем-нибудь взглядом. Улыбнитесь тому, чей взгляд вы поймали. Садитесь.
Сообщение темы и цели занятия:
- Теперь мы готовы начать занятие. Попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня говорить.
- Внимание, чёрный ящик! (торжественная музыка).
- Догадайтесь по описанию, что находится в чёрном ящике.
1. Периодическое издание, обычно ежедневное, в виде больших листов, в котором публикуются материалы о текущих политических, общественных и др. событиях. (Газета)
2. Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации. (Журнал)
3. Способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн. (Радио)
4. Система, которая передает и принимает визуальные изображения с помощью радиоволн или по кабелю. ( Телевидение: пульт от TV)
5. Всемирная глобальная компьютерная сеть, предоставляющая пользователям возможность доступа к многочисленным информационным и бизнес ресурсам и электронной почте. ( Интернет: планшет)
На столе: газета, журнал, радио, планшетный компьютер, пульт от TV.
- Как можно одним словом назвать эти предмет? (источники, средства информации)
- Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (средства информации)
- Газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет – средства массовой информации. Мы говорим «массовой», так как эти средства направлены на воздействие не на одного, а на многих людей, массу.
- Средства массовой информации сокращённо называют СМИ. Обратите внимание на первые буквы слов.
- Сегодня мы поговорим о СМИ и информационной безопасности.
Постановка проблемы:
- Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте.
В это время учитель вывешивает на доску знаки «+», «-».
- Как вы думаете, почему на доске появились эти знаки? (СМИ имеют плюсы и минусы, оказывают положительное и отрицательное влияние на человека).
- Предлагаю обсудить, какое значение имеют СМИ для человека.
Учащиеся перечисляют значения СМИ, учитель вывешивает карточки под знаком «+» в соответствии с ответами детей.
- Какое негативное влияние, вред могут оказывать СМИ?
Учащиеся перечисляют «минусы» СМИ, учитель вывешивает карточки под знаком «-» в соответствии с ответами детей.
«+»
Источник информации
Средство общения
Средство организации досуга
Образование
«-»
Недостоверность информации
Замена живого общения
Вред здоровью
Пропаганда жестокости
- Посмотрите, ребята, оказывается, СМИ могут оказывать не только положительное влияние на человека, но и отрицательное.
- Как же мы можем оградить себя от негативного влияния СМИ? (Не смотреть, не пользоваться, умеренно использовать)
- Без сомнения, каждый из нас, выходя на улицу, вспоминает правила дорожного движения, чтобы перейти дорогу. Летом, при купании в речке, не забывает правила безопасного поведения на воде. Дома, разогревая чайник, включая телевизор, также пользуется правилами безопасного обращения с электроприборами.
Так и при использовании СМИ, мы должны соблюдать определённые правила безопасности, чтобы защитить себя от негативного (плохого) влияния информации и средств информации.
- Давайте попробуем сформулировать эти правила. (Ограниченное использование TV и Интернет, гимнастика для глаз при чтении и просмотре телепередач и видео, посещение проверенных сайтов, просмотр рекомендованных TV-программ (10 +, информация должна быть интересной и полезной, и т. п.)
- Перечисленные нами правила можно коротко записать в трёх словах, используя уже знакомые нам буквы.
Сомневайся (сомневайся, информация достоверная или нет, полезная или вредная)
Мысли (подходи к любой информации с умом; подумай, нужно ли её использовать)
Интересуйся (интересуйся полезными, проверенными источниками информации)
Решение проблемы:
- Мы сказали, что информация должна быть не только интересной, но и полезной.
- Но как же среди большого количества информации, которое предлагают нам TV, газеты, журналы, Интернет, найти именно такую безопасную информацию.
- Предлагаю вам поработать с различными источниками информации и разработать свои проекты «Детское телевидение», «Детский Интернет» и «Пресса для детей».
Учитель вывешивает плакат «СМИ и Я» на доску.
- Каждая из групп будет работать над своим проектом.
Первая группа - «Детское телевидение»
Ваша задача: из предложенного перечня TV-передач, выбрать только те передачи, которые будут полезны и интересны для детей. Карточки, с названием выбранных вами передач, необходимо наклеить на лист ответа.
Вторая группа - «Детский Интернет»
Ваша задача: из предложенного перечня web-сайтов, выбрать только те сайты, которые будут полезны и интересны для детей. Карточки, с описанием выбранных вами сайтов, необходимо наклеить на лист ответа, разделяя их на три группы: для развлечения, для образования, для общения.
Третья группа - «Пресса для детей»
Ваша задача: из предложенного ассортимента газет и журналов, выбрать только те, которые будут полезны и интересны для детей. Карточки, с изображением выбранных вами газет и журналов, необходимо наклеить на лист ответа.
- Покажите, что вы готовы начать работу. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Вспомните правила групповой работы.
- Теперь можно приступать к делу. У вас есть 7 минут.
Учащиеся работают в группах. На фоне звучит музыка.
Подведение итогов:
- Представьте свои проекты. Расскажите, что у вас получилось. Объясните, почему вы сделали именно такой выбор.
Группы поочерёдно защищают проект. После выступления каждой группы, учащиеся оценивают работу, выражая согласие или несогласие с выбором товарищей знаками «+» и «-».
- Зачем из общего потока информации делать выбор? Почему нельзя использовать любую информацию? (Это может быть опасно, вредно.)
- Как можно использовать созданные вами проекты? (Использовать самостоятельно, порекомендовать сверстникам и т. п.)
Рефлексия:
- Я думаю, сегодняшнее занятие помогло вам овладеть правилами информационной безопасности.
- Теперь вы готовы самостоятельно выбирать нужную и полезную информацию, среди той информации, которую предлагают нам СМИ.
- Мне было очень интересно работать с вами. В память о сегодняшнем занятии, я хотела бы вручить каждому из вас буклет с описанием разработанного вами проекта.
- Если занятие было для вас полезным, понравилось вам, похлопайте в ладоши.
Приложение
Газета. Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты – gazzetta (итал. гасета). Почему именно от названия этой монеты? Потому что именно такова была стоимость газеты в XVI веке, в Венеции.
Газеты содержали сообщения о придворной жизни, торговых новостях, сообщения о происшествиях в других городах.
Название же самой монете дала сорока (итал. – gazza, изображённая на ней.
Кстати, для тех, кто не умел читать (а не все могли похвастаться в те времена такими умениями) – новости читались вслух на специальных собраниях, и вход на них тоже был платный – и тоже одну «газетку».
Именно поэтому итальянское слово “gazzetta” вошло в обиход в своем современном значении и вышло далеко за пределы Италии.
___
Журнал. Честь создания первого в истории журнала принадлежит Франции. «Journal des Savants» «является прообразом всех изданий данного вида».
Периодичность выхода «Journal des Savants» особенно волновала его издателя. Вот как он описывает свои размышления: «Я долго размышлял, должен ли я издавать мой журнал 1 раз в год, ежемесячно или еженедельно… Наконец, я остановился на еженедельной периодичности, поскольку факты устаревают слишком быстро, чтобы говорить о них в ежегодном издании».
Уже с января 1666 года в «Journal des Savants» появляются первые иллюстрации: карты, схемы, гравюры, рисунки. Одной из первых и наиболее любопытных иллюстраций стал рисунок вши, размером 50 см.
___
Радио. Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн считается итальянский инженер Гульельмо Маркони. Однако работы Маркони были встречены без энтузиазма.
В России изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А. С. Попова.
Интернет. В 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Так была разработана компьютерная сеть.
В первый раз удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала функционировать. В рабочее состояние систему вернули уже к вечеру, и следующая попытка оказалась успешной. Именно эту дату можно считать днём рождения Интернета.
___
Телевидение. Технологии телевидения не были изобретены одним человеком и за один раз. Первая в мире передача движущегося изображения была осуществлена в 1923 году американцем Чарльзом Дженкинсом.
___
Стоит красный сундучок,
Его не тронешь — он молчок.
Но стоит ручку повертеть,
Он будет говорить и петь. (Радио)
У неё ряд в ряд
Буквы к буквам стоят.
Грамотным без робости
Рассказывает новости. (Газета)
Голубок белый
В избу влетел,
Что на светет видал,
Всё рассказал. (Журнал)
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
(Телевизор)