Папки-передвижки

Классный час «СМИ и Я». Информационная грамотность и безопасность (3–4 класс)

Татьяна Охрименко
Классный час «СМИ и Я». Информационная грамотность и безопасность (3–4 класс)

Классный час

СМИ. Информационная грамотность и безопасность.

«СМИ и Я»

(3-4 класс)

Цель: способствовать формированию информационной грамотности; критического отношения к СМИ

Материалы: карточки для деления на группы, карточки для обозначения групп, «чёрный ящик», ватман для оформления проектной работы, листы А3 – 3 шт., клей-карандаш (по количеству детей, карточки – наклейки, карточки для голосования («+», «-», маркер.

Технические средства: мультимедийный проектор, экран, компьютер с колонками.

Публикация «Классный час „СМИ и Я“, Информационная грамотность и безопасность (3–4 класс)» размещена в разделах

Экранно-звуковые пособия: музыка для фона (при работе над проектом, мультимедийная презентация.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети заходят в класс. Берут карточку. Рассаживаются в группы в зависимости от полученной карточки. Парты расставлены для работы в трёх группах.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна. Рада вас всех видеть.

- Сегодня нас ждёт очень интересное и в то же время важное занятие.

- Но прежде чем мы начнём, я порошу вас встать. Опустите головы вниз. Теперь поднимите головы, постарайтесь встретиться с кем-нибудь взглядом. Улыбнитесь тому, чей взгляд вы поймали. Садитесь.

Сообщение темы и цели занятия:

- Теперь мы готовы начать занятие. Попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня говорить.

- Внимание, чёрный ящик! (торжественная музыка).

- Догадайтесь по описанию, что находится в чёрном ящике.

1. Периодическое издание, обычно ежедневное, в виде больших листов, в котором публикуются материалы о текущих политических, общественных и др. событиях. (Газета)

2. Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации. (Журнал)

3. Способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн. (Радио)

4. Система, которая передает и принимает визуальные изображения с помощью радиоволн или по кабелю. ( Телевидение: пульт от TV)

5. Всемирная глобальная компьютерная сеть, предоставляющая пользователям возможность доступа к многочисленным информационным и бизнес ресурсам и электронной почте. ( Интернет: планшет)

На столе: газета, журнал, радио, планшетный компьютер, пульт от TV.

- Как можно одним словом назвать эти предмет? (источники, средства информации)

- Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (средства информации)

- Газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет – средства массовой информации. Мы говорим «массовой», так как эти средства направлены на воздействие не на одного, а на многих людей, массу.

- Средства массовой информации сокращённо называют СМИ. Обратите внимание на первые буквы слов.

- Сегодня мы поговорим о СМИ и информационной безопасности.

Постановка проблемы:

- Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте.

В это время учитель вывешивает на доску знаки «+», «-».

- Как вы думаете, почему на доске появились эти знаки? (СМИ имеют плюсы и минусы, оказывают положительное и отрицательное влияние на человека).

- Предлагаю обсудить, какое значение имеют СМИ для человека.

Учащиеся перечисляют значения СМИ, учитель вывешивает карточки под знаком «+» в соответствии с ответами детей.

- Какое негативное влияние, вред могут оказывать СМИ?

Учащиеся перечисляют «минусы» СМИ, учитель вывешивает карточки под знаком «-» в соответствии с ответами детей.

«+»

Источник информации

Средство общения

Средство организации досуга

Образование

«-»

Недостоверность информации

Замена живого общения

Вред здоровью

Пропаганда жестокости

- Посмотрите, ребята, оказывается, СМИ могут оказывать не только положительное влияние на человека, но и отрицательное.

- Как же мы можем оградить себя от негативного влияния СМИ? (Не смотреть, не пользоваться, умеренно использовать)

- Без сомнения, каждый из нас, выходя на улицу, вспоминает правила дорожного движения, чтобы перейти дорогу. Летом, при купании в речке, не забывает правила безопасного поведения на воде. Дома, разогревая чайник, включая телевизор, также пользуется правилами безопасного обращения с электроприборами.

Так и при использовании СМИ, мы должны соблюдать определённые правила безопасности, чтобы защитить себя от негативного (плохого) влияния информации и средств информации.

- Давайте попробуем сформулировать эти правила. (Ограниченное использование TV и Интернет, гимнастика для глаз при чтении и просмотре телепередач и видео, посещение проверенных сайтов, просмотр рекомендованных TV-программ (10 +, информация должна быть интересной и полезной, и т. п.)

- Перечисленные нами правила можно коротко записать в трёх словах, используя уже знакомые нам буквы.

Сомневайся (сомневайся, информация достоверная или нет, полезная или вредная)

Мысли (подходи к любой информации с умом; подумай, нужно ли её использовать)

Интересуйся (интересуйся полезными, проверенными источниками информации)

Решение проблемы:

- Мы сказали, что информация должна быть не только интересной, но и полезной.

- Но как же среди большого количества информации, которое предлагают нам TV, газеты, журналы, Интернет, найти именно такую безопасную информацию.

- Предлагаю вам поработать с различными источниками информации и разработать свои проекты «Детское телевидение», «Детский Интернет» и «Пресса для детей».

Учитель вывешивает плакат «СМИ и Я» на доску.

- Каждая из групп будет работать над своим проектом.

Первая группа - «Детское телевидение»

Ваша задача: из предложенного перечня TV-передач, выбрать только те передачи, которые будут полезны и интересны для детей. Карточки, с названием выбранных вами передач, необходимо наклеить на лист ответа.

Вторая группа - «Детский Интернет»

Ваша задача: из предложенного перечня web-сайтов, выбрать только те сайты, которые будут полезны и интересны для детей. Карточки, с описанием выбранных вами сайтов, необходимо наклеить на лист ответа, разделяя их на три группы: для развлечения, для образования, для общения.

Третья группа - «Пресса для детей»

Ваша задача: из предложенного ассортимента газет и журналов, выбрать только те, которые будут полезны и интересны для детей. Карточки, с изображением выбранных вами газет и журналов, необходимо наклеить на лист ответа.

- Покажите, что вы готовы начать работу. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Вспомните правила групповой работы.

- Теперь можно приступать к делу. У вас есть 7 минут.

Учащиеся работают в группах. На фоне звучит музыка.

Подведение итогов:

- Представьте свои проекты. Расскажите, что у вас получилось. Объясните, почему вы сделали именно такой выбор.

Группы поочерёдно защищают проект. После выступления каждой группы, учащиеся оценивают работу, выражая согласие или несогласие с выбором товарищей знаками «+» и «-».

- Зачем из общего потока информации делать выбор? Почему нельзя использовать любую информацию? (Это может быть опасно, вредно.)

- Как можно использовать созданные вами проекты? (Использовать самостоятельно, порекомендовать сверстникам и т. п.)

Рефлексия:

- Я думаю, сегодняшнее занятие помогло вам овладеть правилами информационной безопасности.

- Теперь вы готовы самостоятельно выбирать нужную и полезную информацию, среди той информации, которую предлагают нам СМИ.

- Мне было очень интересно работать с вами. В память о сегодняшнем занятии, я хотела бы вручить каждому из вас буклет с описанием разработанного вами проекта.

- Если занятие было для вас полезным, понравилось вам, похлопайте в ладоши.

Приложение

Газета. Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты – gazzetta (итал. гасета). Почему именно от названия этой монеты? Потому что именно такова была стоимость газеты в XVI веке, в Венеции.

Газеты содержали сообщения о придворной жизни, торговых новостях, сообщения о происшествиях в других городах.

Название же самой монете дала сорока (итал. – gazza, изображённая на ней.

Кстати, для тех, кто не умел читать (а не все могли похвастаться в те времена такими умениями) – новости читались вслух на специальных собраниях, и вход на них тоже был платный – и тоже одну «газетку».

Именно поэтому итальянское слово “gazzetta” вошло в обиход в своем современном значении и вышло далеко за пределы Италии.

___

Журнал. Честь создания первого в истории журнала принадлежит Франции. «Journal des Savants» «является прообразом всех изданий данного вида».

Периодичность выхода «Journal des Savants» особенно волновала его издателя. Вот как он описывает свои размышления: «Я долго размышлял, должен ли я издавать мой журнал 1 раз в год, ежемесячно или еженедельно… Наконец, я остановился на еженедельной периодичности, поскольку факты устаревают слишком быстро, чтобы говорить о них в ежегодном издании».

Уже с января 1666 года в «Journal des Savants» появляются первые иллюстрации: карты, схемы, гравюры, рисунки. Одной из первых и наиболее любопытных иллюстраций стал рисунок вши, размером 50 см.

___

Радио. Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн считается итальянский инженер Гульельмо Маркони. Однако работы Маркони были встречены без энтузиазма.

В России изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А. С. Попова.

Интернет. В 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Так была разработана компьютерная сеть.

В первый раз удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала функционировать. В рабочее состояние систему вернули уже к вечеру, и следующая попытка оказалась успешной. Именно эту дату можно считать днём рождения Интернета.

___

Телевидение. Технологии телевидения не были изобретены одним человеком и за один раз. Первая в мире передача движущегося изображения была осуществлена в 1923 году американцем Чарльзом Дженкинсом.

___

Стоит красный сундучок,

Его не тронешь — он молчок.

Но стоит ручку повертеть,

Он будет говорить и петь. (Радио)

У неё ряд в ряд

Буквы к буквам стоят.

Грамотным без робости

Рассказывает новости. (Газета)

Голубок белый

В избу влетел,

Что на светет видал,

Всё рассказал. (Журнал)

Что за чудо, что за ящик?

Сам – певец и сам – рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

(Телевизор)

Прикреплённые файлы:

prezentacija-smi_4q3dv.pptx | 799,15 Кб
 
Публикации по теме:

Игра «Назови одним словом» для детей 4–7 летИгра «Назови одним словом» для детей 4–7 лет Цель игры: Способствовать развитию логического мышления, памяти, речи,умению обобщать, обосновывать;Вызвать желание заботиться о своем здоровье.

Контроль в ДОУ Выкладываю карточки - схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно [cut=Читать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час «СМИ и Я». Информационная грамотность и безопасность (3–4 класс)
Опубликовано: 19 февраля 2015 в 13:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД