НатальяАльбертовна Лепилкина
Классный час для учащихся 3–4 классов «Зачем нужны каникулы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час. Тема: «Зачем нужны каникулы?».
(для учащихся 3-4 классов)
Лепилкина Н. А.
учитель начальных классов
г. Санкт - Петербург ГБОУ лицей 126
Цель: - развитие рефлексии школьника с помощью специального
занятия;
- создать атмосферу учебного сотрудничества и большей
вовлеченности учащихся в учебный процесс;
- развитие учеников как самостоятельно мыслящей,
действующей личности;
Публикация «Классный час для учащихся 3–4 классов „Зачем нужны каникулы?“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Классный час лучше провести на первой недели учебного года. Дети распределяются по группам по желанию (с кем бы хотелось встретиться после долгой разлуки и поделиться своими впечатлениями).
Ход работы. Первый блок.
Разговор начался с вопроса о том, зачем нужны каникулы.
- Зачем человеку каникулы?
-Задумывался ли кто-нибудь?
-Затем, чтоб …
Фразу дети заканчивают сами, называя то действие, которое совершалось в каникулы.
-Кто бы хотел рассказать о своих каникулах?
Детям было предложено сначала пообщаться в группе, узнать о летних впечатлениях своих друзей и рассказать о своих впечатлениях.
Одновременно были воспроизведены правила общения в группе, порядок
высказываний и выслушивания каждого.
После этого дети выбирают одного человека от группы, который обобщил выступления членов группы и в двух словах рассказал классу о том, кто как провёл свой летний отдых. Так каждый смог познакомиться с летними событиями своих одноклассников. В процессе сообщения каждой из групп выступающие могут говорить сначала о себе, а потом о других. Эта ситуация выводит на разговор о внимательном отношении друг к другу. Далее учитель предложил детям подобрать слово, которое бы характеризовало каникулы с их точки зрения.
Каникулы! Каникулы!. пора!
Каждой группе был выдан листок, где они за определённое время, обсуждая, записали характеристику своего эмоционального состояния летом. Вот что может получиться:
-радостная пора;
-пора отдыха;
-интересная пора;
-любимая пора;
-пора солнца и т. д.
Затем один человек из группы зачитывал свой список слов и разъяснял смысл понятия, которое в него вкладывается. «Для нас каникулы были …порой…»
Попутно учащиеся просили разъяснения некоторых характеристик лета. «Что вы имели в виду, когда говорили?», «Что значит … пора?».
Например:
-Почему нервная пора?
- Лето нервная пора не для детей, а для родителей. Ведь они переживают за своих детей, ведь дети дома одни, вдруг что-то натворят.
Был сделан вывод, что каникулы – весёлая пора для детей и переживаний для родителей. Одно и то же время бывает разным для разных людей. Учителем задается вопрос:
- А можно ли было сделать так, чтобы для всех было хорошо?
Далее учитель предлагает ученикам выразить все свои ощущения, чувств, настроение в виде цветной ромашки. Дети работают индивидуально на альбомных листках красками. Желающие объяснили свою гамму цветов и последовательность листьев в ромашке. Каждый цвет связан с определёнными событиями в жизни ученика и вытекающими из них настроениями. Таким образом рассказать о себе ученикам оказалось намного проще, чем отвечать на вопрос – как ты провёл каникулы?
Затем учитель предлагает детям взглянуть на лето в другой форме:
На доске вырос волшебный сад. Почему волшебный? Деревья в нём особенные. Одно «радостное», другое «грустное», «удивительное», «задумчивое», «счастливое».
Но они без листьев! Сейчас попробуем «надеть» листья. Вспомните все те события лета, настроения и мысли. Выберите то дерево, куда бы вы хотели наклеить свой листочек, на котором опишете событие, вызывающие у вас соответствующие чувства.
Дети приклеивают свои листочки,, кто-то «одевает» сразу два дерева.
Первый этап рефлексии был закончен оценкой мотивации детей, где детям было предложено оценить себя по пяти линейкам.
1. Моё желание идти в школу.
2. Родители заставляют идти в школу.
3. Иду в школу за знаниями.
4. Иду играть и бегать.
5. Общаться с одноклассниками и друзьями.
После этого детьми были отмечены все уровни. (см. фото)
Настрой детей на учебную деятельность определился для всех и каждого. Учитель благодарит учащихся за работу, а дети друг друга.
Второй блок можно провести в один день с первым блоком или на следующий день. Этот блок в большей степени связан с содержательной стороной каникул. Предложен вопрос:
- Можно ли лето назвать лето полезной порой и почему?
Учитель просит детей, используя пантомиму, показать, что нового они научились делать летом. Все отгадывали.
- А есть вопросы, которые «мучают» вас? На какие вопросы хотели бы получить ответ?
Все желающие проговорили свои вопросы. Вопросы свидетельствовали о том, что ученикам ещё много предстоит узнать. Весь набор вопросов был разделён на три блока. Учитель вместе с детьми выделил задачи на обучение в новом учебном году. Для этого сначала в группах, а потом вместе на доске записываем:
ХОЧУ ЗНАТЬ:
1. Когда возникла наша планета
2. Хочу лучше знать русский язык
3. Последнюю цифру
ХОЧУ УМЕТЬ:
1. Решать задачи
2. Лучше писать тестовые работы
3. Писать грамотно
4. Летать
ХОЧУ СТАТЬ:
1. Грамотным
2. Сильным
3. Добрым
4. Полицейским
5. Умным.
Из всего списка в каждом столбце выделяются самые реальные и существенные на сегодняшний день для нас задачи. «Содержательную» рефлексию проводится и по предметам. Она позволит выявить уровень знаний класса по предмету, успехи, на которые можно опереться при продолжении курса, трудности, которые нужно преодолеть.
Эта рефлексия летних каникул – эмоционально-личностного и содержательного состояния, настроила детей на новый учебный год и помогла учителю уточнить программу собственных педагогических дейсвий.